Рецензия на фильм «Столкновение»
Режиссер: Пол Хэггис
В ролях: Сандра Баллок, Мэтт Диллон, Брендан Фрейзер, Райан Филипп
Есть немало способов испортить подобное кино, все они неоднократно обкатаны на нас с вами, и все же нет более действенного, чем сделать фильм о межличностных, межрасовых, межсемейных и межсоциальных (можете подставить сюда еще несколько десятков определений, начинающихся с меж занудным. Никакой чертовой интриги здесь нет и в помине, предсказуемость достигает своего апогея уже в первой трети муви и сбавлять обороты не собирается.
Разумеется, по меркам страны-производителя, преступление, совершанмые неграми и иранцами – отличная тема для смокования и обсуждения. Авторский замысел прозрачен и чист – все различия между людьми заканчиваются цветом их кожи, судьба хватает за шкирку и швыряет обземь и иранцев, и афроамериканцев, и каких-то узкоглазых мигрантов, будь они хоть миллионерами, хоть бомжами. Фильм о непредсказуемости и незащищенности, что само по себе и неплохо.
Плохо то, что не так уж мало мы видели фильмов о непредсказуемости и незащищенности, чтобы не понять: если режиссер и хотел сказать что-нибудь новое, попытка все равно провалена. И есть очень сильное ощущение, что нового сказать ему нечего.
Безусловно, есть пара весьма неслабых эпизодов – в конце концов, сцены с плачущими и беспомощными мужчинами в возрасте еще долго будут беспроигрышным вариантом. Есть эта сцена и здесь. Конечно же, совсем нелишним в рецепте триллера о незащищенности и непредсказуемости будет подведение под удар двух невиновных персонажей, еще лучше, если один из них – ребенок. Еще лучше, чтобы любящий папа рассказал ребенку сказку, которая в решительный момент папе еще аукнется. Несколько штрихов афроамериканской идеологии, намек на бездушность и обесчеловеченность людей в белых халатах, зарисовка из не такой уж и счастливой жизни богатых и знаменитых – все, что должно быть, здесь есть. Строго по ГОСТу. Казалось бы – тема раскрыта. Однако.
Драматический триллер о незащищенности непредсказуемости не имеет морального права на вялость и просчитанную предсказуемость. Актеры в таком фильме не имеют права на рыхлую и неубедительную игру. Композиция такого фильма не имеет права на паралич всех имеющихся конечностей и периодические выпадения в астрал. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить хотя бы прекрасный фильм (скроенный, конечно, по той же самой мерке) «Сука-любовь», все достоинства которого при топорном обращении, оказывается, очень легко обратить в недостатки.
И что же у нас в плюсе? Неплохой сценарий, пара сильных моментов и мертворожденная интрига. Негусто. Тем обиднее, что приходится признать: уже весьма долго у нас не было достойной (притом – коммерческой и вполне себе мэйнстримовой) вариации на заданную тему. Так долго, что довольно посредственная лента «Столкновение» выглядит чуть ли не откровением. Будучи, конечно, на деле совершенно необязательной пустышкой, но – разве нам привыкать?