Рецензия на фильм «Семейная тайна»

 

Режиссер: Клод Миллер

В ролях: Сесиль де Франс, Патрик Брюэль, Людивин Санье

Автор: Анатолий Филатов
Родившийся в 1942 году, Клод Миллер лично под репрессии нацистов не попал, но никогда не скрывал, что в концлагерях бесследно сгинули многие из его родственников и друзей его семьи. В 23 года, еще не окончив службу в армии, будущий режиссер «Семейной тайны» Клод Миллер идет в ассистенты к Роберу Брессону. Несколько позже в его послужном списке появятся многие фамилии из тех, что впоследствии назовут гениями французской «новой волны», вплоть до Жан-Люка Годара. Пройдет еще немного времени, и под руководством Франсуа Трюффо Миллер снимет дебютный полный метр – «Самый правильный способ маршировать». К чему такая долгая прелюдия? А вот к чему: экранизируя автобиографический роман-«гонкуроносец» «Семейная тайна» психоаналитика Филиппа Грембера, Миллер осмелился дополнить его деталями собственной биографии – самыми яркими, теми, что время не смогло смыть. Грембер не был против.

В детстве Франсуа, ребенок болезненный и нелюдимый, спасался лишь тем, что в мире полубогов, к которому принадлежали его родители, общался и пытался подружиться со своим братом. Брат был сильным, ловким и бесстрашным, словом, воплощал собой все то, чего во Франсуа никогда не было. Одна небольшая деталь: брата Франсуа придумал сам, и, несмотря на все упорство, с которым он выставлял на семейный стол еще один прибор, вопросительно глядя на мать, тот так и не разделил с ними трапезу. Тяжелый, словно высеченный из камня отец, рано разочаровался в сыне, и единственной его подругой стала живущая по соседству массажистка, по сути – еще один член их не слишком-то дружной семьи. Ничего удивительного нет в том, что она – за неимением других друзей и подруг – в один из дней (мальчик пришел в слезах после боя: в школе Франсуа назвали «еврейской свиньей»), перевернула его жизнь, превратив ее из скучноватого бытового романа в настоящую драму.

Сесиль Де Франс, первый раз выступившая в роли femme fatale, и популярный во Франции шансонье Патрик Брюэль, и прочие задействованные актёры – особо хочется отметить блестящую работу Людивинь Санье – все они умно и слаженно разыгрывают историю разномастных человеческих страстей на фоне сложнейшего для страны времени. Об одном лишь стоит пожалеть: слишком мало в фильме Матье Амальрика, его, в буквальном смысле, не хватает, как воздуха, ибо электричество этого юродивого беса даже в скудных эпизодах все равно бьет через край.

Скупое на проявления чувств, но щедрое на эмоциональные «якоря» кино, «Семейная тайна» яркими, солнечными красками рисует военное и послевоенное время в Париже и его окрестностях. В противовес этому – дни сегодняшние: черно-белые, рваные, малочисленные. Стильный монохром не оказывается с цветом по разные стороны баррикад, более того: в избранных фрагментах, тех, где речь идет о выдуманном брате (о, эти фантазии! куда только не заводят нас они!), и те, и другие с уверенной точностью дополняют друг друга. О причинах расслоения говорит сам рассказчик-Грембер, в фильме – Франсуа: «Из обрывков разговоров, подсмотренных картинок и своих фантазий я сложил картину счастья нашей семьи». Обратная сторона этого счастья придет к нему в гости в 15 лет, да так и останется там навсегда. Что там у цвета с обратной стороны?

Удивительный прием Миллера еще и в том, что в фильме о том, как война и идейная ксенофобия, подкрепленная национальной идеей, уничтожает человеческие судьбы, как ракушки, налипшие на дно корабля, войны, как таковой, практически нет. Вся она – в немногочисленных кадрах военной хроники, фотографиях, скупых письмах и разговорах. Это, конечно же, не значит, что она проходит мимо, нет. Просто режиссер отлично понимает, а точнее, помнит, что настоящее горе – в разговорах на кухнях, унижение – в пришитых желтых звездах на пиджаках и куртках, беспомощность – в невозможности даже крестить своего ребенка так, как этого хочешь ты, а не кто-то еще. И бьются на кухнях салатницы, и льются женские слезы, родители отрекаются от детей, а дети, не задумываюсь, втаптывают родительские законы и правила в грязь.

Франсуа вырос, стал психоаналитиком, пытается помочь детям-аутистам – тем, кому еще тяжелее, чем когда-то было ему. Он давно живет отдельно, родители изредка звонят ему. Могло ли что-нибудь измениться в тот день, когда его отец – некогда жизнерадостный гигант, на которого Франсуа смотрел как на каменного полубога, — отправится гулять с собакой, вернется в одиночестве, потеряв последнего друга? Нет, конечно же: полубог смог вынести потерю родных, но утрата собаки сломала его. Да, конечно же: хотя бы на один день листья вокруг вновь могли зеленеть, не напоминая собой о гравюрах. Семья в сборе, и пусть горе, но соединило бы их, как соединяло в прошлом.

Не зазеленели.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта