Рецензия на фильм «Вики Кристина Барселона»

 

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Ребекка Холл, Крис Мессина, Патришиа Кларксон, Кевин Данн, Абель Фолк, Льюис Омар

Автор: Анатолий Филатов

Если у французов «оргазм» в буквальном переводе звучит как «маленькая смерть», то у Вуди Аллена это «маленький хохот» и никак иначе. Официально названный «самым эротичным» в фильмографии носатого очкарика, «Вики Кристина Барселона» упоительно легко доказывает это даже самым неверующим. При этом те, кто ценил Аллена именно за его ранний юмор, смело могут отложить сердечные капли в сторону, – он никуда не делся. Все на месте, как леденцы в запечатанной банке, нитки в бабушкиной шкатулке или приправы у настоящего шеф-повара. Но будьте уверены: к финалу все ниточки переплетутся, все леденцы перемешаются, а приправами повар-сумасброд посыплет и то, и другое. Итак, барселонские каникулы. Добро пожаловать в лето!  

Пересказывать даже завязки сюжета в фильмах Аллена – занятие изначально бессмысленное. Ну что, скажите на милость, может скрывать за собой такая история?! Две подружки (Холл и Йоханссон) совершают транзит Америка-Испания. В Барселоне обеих девчонок, Вики и Кристину, прибирает к рукам слегка демонический художник (Бардем), который, не мудрствуя лукаво, зовет их в Овьедо. Зачем? Предаваться половым и алкогольным излишествам, конечно же. Чем еще заниматься в Испании?! Не тосковать же о полудурке-женихе, оставленном в суетливых Штатах, в самом деле! Тем более, что Барселона у Аллена получилась лучше чем в жизни: власти города просто обязаны доплатить ему за возросший туристический поток.  

Сложно, практически невозможно представить, каким таким чудесным образом Аллен умудрился превратить Бардема из маньяка с кислородным баллоном («Старикам здесь не место») и сопливого инфантила («Любовь во время холеры») в очаровательного художника – легкого, вкрадчивого, подвижного и искрящегося потайной мудростью. Чудесные метаморфозы творятся и со Скарлетт Йохансон, и с Ребеккой Холл, и даже с Пенелопой Крус. Первая, вопреки выдающимся внешним данным, на голубом глазу играет простушку-дурнушку, вторая – роковую красавицу с исключительно прагматичным складом ума, третья – и вовсе девушку на грани нервного срыва. Чудесное, дивное трио. Вкупе с Бардемом – чуть ли не «Иствикские ведьмы» нашего времени, хотя упор, конечно, сделан совсем на другое.  

В отличие от памятной истории с Мефистофелем-Николсоном, «Вики Кристина Барселона», скорее, искрометное приключение – недаром в конце концов все возвращается на круги своя. Никакого поединка здесь нет и в помине: человек, худо-бедно наделенный проницательностью, с легкостью догадается, что бастионы падут, не выдержав первой же серьезной атаки. Первой, что немудрено, падет рассудительность Вики: и вот жених уже забыт и отброшен на задворки памяти, как школьный курс астрономии. Затем придет очередь легкомысленности – попробуй тут остаться птичкой-певуньей, когда на тебя обрушивается водопад страсти испанских кровей да еще одного с тобой пола! Забавно и очень показательно, что действия как такового в фильме лишь необходимый минимум, так что избитая истина о том, что женщины любят ушными раковинами вполне могла бы стать неофициальным слоганом фильма в русском прокате.  

На фоне впечатляющей обоюдоженской любви и неутомимого Бардема несколько теряются из вида не столь заметные персонажи. А чего стоит один отец Хуана-Антонио! Желчный старик, обладатель твердой руки и масляных глазок, настолько ненавидит окружающий мир, что готов вечно писать свои стихи в стол, лишь бы они никому не достались. При этом он явно далек от маразма: на жену сына засматривается как и несколько лет назад, да и вирши посвящает по-прежнему ей. В нем при желании можно разглядеть всю Испанию, да что там! Всю Европу! Кто сказал, что женского пола?  

Вся эта любовная чепуха, приправленная прибаутками и шуточками, сдобренная ненастоящими ссорами и настоящими притворствами, искусственными обидами и фальшивыми признаниям, действует как самый лучший антидепрессант. Что немаловажно – без привыкания. Это я к тому, что пусть даже «ВКБ», возможно, и самый лучший фильм Вуди Аллена за последние десять лет, но и он вполне обойдется без многократного созерцания с вашей стороны. Как, впрочем, и вы без повторного появления в вашей жизни. Исключительно приятная, но совершенно необязательная безделушка, мимо которой так просто пройти, эта картина оказывается подлинным спасением для отчаявшихся индивидов, которым со всех сторон твердят, что завтра они лишатся работы, послезавтра всех накоплений, а на выходных придет палач и отрубит им голову. Если вы как раз из таких, просто представьте Пенелопу Крус, слившуюся в поцелуе со Скарлетт Йоханссон.  

Ну, не такая уж дрянная штука эта жизнь? Согласны?

Комментарии к рецензии

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта