Рецензия на фильм «Возвращение мушкетеров»

 

Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич

В ролях: Михаил Боярский (Д'Артаньян), Вениамин Смехов (Атос), Валентин Смирнитский (Портос), Игорь Старыгин (Арамис), Антон Макарский (Анри), Данила Дунаев (Рауль), Дмитрий Нагиев (Леон), Лянка Грыу (Жаклин), Ирина Пегова (Анжелика), Алиса Фрейндлих (королева)

Автор: Анатолий Филатов

Есть на свете вещи, события и обстоятельства, после которых даже самые упорные хаятели теории заговора начинают сомневаться в верности своих суждений, необратимости собственных аргументов. Современный отечественный кинематограф – из им подобных. Ничем иным, кроме заговора Карабасов-крючкотворов, объяснить появление на экранах низкохудожественной ленты о возвращении мушкетеров нельзя. Странное дело: культовые актеры (тьфу-тьфу) живы, напротив графы «режиссер» в титрах стоит то же имя, за музыку отвечает бессменный Дунаевский, но при этом каждое мгновение, проведенное перед экраном, отзывается в душе мегатоннами стыда, разочарования и предчувствием жесточайшего отходняка – из тех, что бывают после русской народной забавы а-ля коктейль «Северное сияние». Такая вот ланфрен-ланфра, ребята.

Оставим в стороне причины, по которым Хилькевич и ко взялись за продолжение саги спустя тридцать лет. Сегодня, когда в Голливуде уже не осталось ни одного приличного комикса, не перенесенного на целлулоид, а взрослые мужчины с животами собираются по пятницам, чтобы попрыгать перед ТВ с дурацкой штуковиной под названием Wii, о беспроигрышной моде на прошлое говорить как-то даже неуместно. С причинами все понятно, неясности возникают следом. По неизвестным причинам из этого прошлого Хилькевич и прочие переместились в 2008, когда фильм был закончен, прямиком, некой загадочной нуль-транспортировкой.

Они не смотрели кино, не участвовали в процессе, не следили за дискурсом, и поэтому им многое невдомек, оно просто прошло где-то рядом. Невдомек, что фильм, состоящий из одних крупных планов, с одним позорным спецэффектом, хорошими артистами в ролях идиотов и плохими в хороших ролях, неуместными песнями и диалогами, состоящими из одних и тех же трех-четырех фраз, право на существование, конечно, имеет. Но вспоминать в связи с таким фильмом слова «продолжение» и «приключение» даже не нелепо, это просто противоречит элементарной логике.

Если «Сокровища кардинала Мазарини» — это полноценное продолжение Той Самой Трилогии, если Хилькевич снимал все это всерьез, то почему бы по аналогии не снять «Мастера и Маргариту» Булгакова как BDSM-порно о нелегкой судьбе мужчины-доминатора, «Мою семья и других зверей» Даррелла – порно о нелегких буднях зоофилов в третьем поколении, а, скажем, «Многорукий бог Далайна» Логинова – и вовсе что-то такое, чему на русском языке и названия-то пока нет: не придумали еще таких слов, чтобы не портить русский язык.

Если Хилькевичу можно, почему другим нельзя? Если у него ниндзя-иезуиты атакуют монашку-сумоистку, казна Франции умещается в походной сундук размером с дорожный чемоданчик от Вьюттона, Король-Солнце похож на олигофрена словом и делом, а отважные герои, привязанные к пороховым бочкам, поют песни? И ладно бы просто пели, но «Мы-команда!», похоже, сочинялась Дунаевским как гимн болельщиков «Зенита» — по мелкой просьбишке Боярского, фаната со стажем. О песнях, доставшихся Антону Макарскому, не хочется говорить вообще ничего. Они достигают своей цели: нравятся девочкам. Только, если память не подводит, тридцать лет назад на девочек никто особо не оглядывался. А главное, музыка была неотделима от экранного полотна, здесь же, в лучшем случае, по все той же XXX-схеме: открывается дверь, входит мужчина, «Здравствуйте, я ваш новый сантехник», начинает играть музыка. Для красоты процесса.

Пресловутые «светлые места», о которых в подобных случаях принято говорить в финале, дабы сгладить впечатления и спровоцировать хоть кого-то на поход в кинозал (ведь всем читателям прекрасно известно, что рецензенты сидят на довольствии у киномагнатов), я искал долго. Красивая Лянка Грыу, на Гаечку из «Чипа и Дэйла» похожа, тысяча чертей. Прапорщик Задов до капитана дорос, каналья. Де Жюссак воскрес для равновесия, и опять скрипит потертое седло. Куда вас сударь Хилькевич, к черту, занесло? Самое печальное, что даже во всей этой банальщине всем известный ответ на последний вопрос никак не затеряется. Да, покой не по карману.

В конце концов, любому очевидно, что и дети сегодня не такие, как тридцать лет назад. Поэтому выйди даже у Хилькевича вменяемый сценарий, по которому получился бы красивый, легкий, искрометный и светлый фильм, вряд ли стали бы тысячи мальчишек наматывать мамины тряпки на манер плащей и вытачивать верные шпаги, а девчонки – с замиранием сердца вздрагивать, заслышав во дворе «Констанция! Констанция!..». Но сослагательных наклонений история, как известно, не терпит, и проверить это у нас никогда не получится.

Комментарии к рецензии

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта