На живую нитку (Идти, чтобы начать ЖДАТЬ продолжения «Шерлока Холмса»)

Рецензия на фильм «Человек-волк»

 

Режиссер: Джо Джонстон

В ролях: Бенисио Дель Торо, Эмили Блант, Энтони Хопкинс, Хьюго Уивинг, Джералдин Чаплин, Арт Малик, Киран Шах, Майкл Кронин, Ольга Федори, Энди Гэзергуд, Сэм Хэзелдайн, Стюарт Сент-Пол,

Автор: nitzer

Мне кажется, любой фильм на тему ликантро́пии (мифической или волшебной болезни, вызывающей метаморфозы в теле человека, в ходе которых больной превращается в волка или прикидывается таковым) обречён на сравнение с «Волком», в котором оборотня сыграл в далёком 1994м Джек Николсон. Задача затмить игру этого Мастера, (по мне, так все его 12 номинаций на Оскар кажутся не «заслуженным», а скорее недостаточным признанием успеха, особенно если учесть, что «выстрелили» ВСЕГО три!) представляется почти невероятной. Кажется, более убедительно войти в образ героя, ранее сыгранного «Человеком из Малхолланда», удалось только Хиту Леджеру с его неподражаемым Джокером. Можно только предполагать, ценой КАКОЙ нагрузки дались Леджеру (RIP) эти эмоции и насколько серьёзную роль они сыграли в его увлечении «антидепрессантами». Так что, Бенисио Дель Торо, который выступил в «Человеке-волке» как продюсером, так и исполнителем главной роли, похоже, бросил вызов не только взыскательному пост(?)-кризисному зрителю, но и практически самому Дьяволу.

Скажу сразу: на мой взгляд, он проиграл во всех смыслах.

Финансовый результат редко служит показателем качества кинопродукции. Тот же Николсон, например, последовательно отклоняет все фильмы, которые ему кажутся СЛИШКОМ потенциально кассово-успешными (что не помешало «Волку» в своё время окупиться практически дважды). Но, раз уж ты продюсер, то кассовые сборы красноречиво говорят об успехе твоей работы. В этом плане синьору Дель Торо похвастать нечем: при бюджете в 150 000 000 долларов сборы в мире пока едва ли натянули жалких 60 миллионов, и это при том, что мировая премьера состоялась ещё в ноябре 2009г (12го февраля на «Основном» рынке). В этой ситуации остаётся надеяться, что окупаемость фильма хоть как-то вытянут налоговые льготы, которые удалось наклянчить аж на 40 миллионов зелёных. Впрочем, «голосование» западных зрителей своими кошельками меня бы заботило меньше всего, будь фильм на самом деле стоящим.

К сожалению, это не так.

Ещё до премьеры поступали тревожные сигналы о судьбе ленты. Фильм должен был снимать режиссёр-загадка Марк Романек. Герой Санденсовского фестиваля 1986 года, Романек – настоящая шарада. Невозможно понять, снимает ли он прежде всего видеоклипы с бюджетом целого фильма для икон поп-культуры (весьма успешно) или авторское кино с бюджетом видеоклипа, пытаясь повторить свой успех на независимом кинофоруме (безрезультатно). Как бы то ни было, но он покинул проект из-за финансовых разногласий. Вставший вместо него на капитанский мостик Джо Джонстон знаменит режиссурой прежде всего блокбастеров: «Дорогая, я уменьшил детей», «Парк Юрского периода 3», «Джуманджи», сериал про молодого Индиану Джонса… Весь этот поток красок «из Макдональдса», конечно должен был зачаровать продюсеров, которым надо было как-то закрасить швы включений в фильм материала, оставшегося от Романека. К тому же Джонстон имеет в активе ещё и работу над визуальными эффектами в фильмах самого Лукаса (в том числе и Оскар на этой ниве, — правда, ещё 1982 года «разлива»). Понятно было, что Джонстон и в нашем случае станет скорее апеллировать к глазам зрителей, чем к их разуму и сердцам. Однако с картиной продолжало что-то неладиться, и премьеру неоднократно переносили. Замены в команде затронули операторский и сценаристский состав. Возможно, маркетологи ленты отдавали себе отчёт, что склеенный из разных манер съёмок и даже сценариев фильм спасёт только чудо. И оно (спасибо причудам календаря!) случилось как раз в середине февраля. В этом году Президентский день (ежегодно отмечается в США каждый третий понедельник февраля) пришёлся на следующий день после воскресенья Святого Валентина и подарил горе-киношникам целые мини-каникулы, на которые американские потребители традиционно балуют себя распродажами и походами в кинотеатры. Гении маркетинга на скорую руку сварганили даже практически «гот-Валентиновский» постер к фильму (по счастью, потребовалось лишь поменять ракурс афиши «Волка» 1994 года). Зная такие факты, не приходится ожидать, что «Человек-волк» окажется шедевром, но Бенисио Монсеррат Рафаэль дель Торо Санчес ранее не был замечен в совсем уж провальных постановках, поэтому надежда на хотя бы приятные впечатления от просмотра фильма с ЕГО участием всё же была.

Как водится, она умерла последней.

-пусть Джонстон оправдал все самые худшие ожидания, увлёкшись на редкость безвкусными (и, кажется, очень дорогими) спецэффектами. Его отговоркой служит то, что он, якобы, стилизовал кино под одноимённую ленту 1941 года от Джорджа Ваггнера, но ведь мы все только что видели действительно великолепную стилизацию той же Англии конца XIX века от Гая Риччи («Шерлок Холмс»);
-пусть сшивки сценариев настолько режут глаз «белыми нитками», что хочется выть на Луну (которая дарит в «Человеке-волке» полнолуние чуть ли не еженощно) ;
-пусть Эмили Блант так и не поняла, что в этот раз ей не нужно «жить по Джейн Остин» и играет самую неубедительную подружку оборотня, какую я только видел;
-пускай даже сам Сэр Энтони Хопкинс ничего не добавляет к галерее образов, созданных им ранее. Более того, мне он не переставал представляться больше успешным дворецким, всего лишь смимикрировавшим под подлинного хозяина имения – действительно жестокого и умного деспота, которого мы так и не увидим в фильме. Герой Хопкинса словно лишь объект манипулирования, позволяющий только догадываться о демонической натуре кукловода, оставшегося за кадром.

К чёрту всё это, хотелось верить, повторюсь, что всё спасёт неподражаемый Бенисио, звезда фильмов «Город Грехов», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Трафик», «Большой куш», «Обыкновенные подозреваемые». Но самый стильный пуэрториканец в мире кино в этот раз просто…«был там». Говорят, грим на него для этой роли накладывали в течение трёх часов и снимали с лица в течение одного. В течение всего действия Дель Торо выглядел ужасно уставшим, словно эту процедуру с ним проделывали несколько лет подряд ежедневно. И единственной дополнительной эмоцией на его лице была грустная улыбка, делающая его до странности похожим на…Сергея Бодрова. А ведь даже по ходульному и расползающемуся сценарию фильма молодой мистер Талбот — герой дель Торо – звезда театра, лицедей с нелёгкой судьбой и пугающими воспоминаниями.
Единственным, кто хоть сколько-то порадовал в ЭТОМ «Человеке-Волке» оказался…Хьюго Уивинг, матричный Агент Смит в роли инспектора Эберлайна. Хьюго неподражаемо создаёт образ внешне сдержанного и вежливого клерка из Скотланд-Ярда, из-под официально-уставной маски которого в нужный момент моментально проступает гроза преступного мира. Такого, которым гангстеры могли бы пугать своих непослушных детей перед сном. Лишь этот герой не тонет в компьютерной размазне «Человека-волка». К сожалению, это и пугает. Финал фильма таков, что стоит опасаться дальнейших поползновений Джонстона и Ко в живописании приключений именно бывшего инспектора… Впрочем, будем надеяться, что финансовый результат «Человека-волка» отвратит упомянутых халявщиков от этой идеи.
Другие рецензии:  Анатолий Филатов,
Полная версия сайта