Рецензия на фильм «Зеленый театр в Земфире»

 

Постер фильма

Режиссер: Рената Литвинова

В ролях: Земфира

Автор: Анатолий Филатов

Маленькое примечание. Сперва, когда фильм только начался, я хотел вдоволь поиронизировать над эпизодом с нагреванием на зажигалке металлического зеркальца на длинной ручке (если вы не знаете, на что это похоже, то вы счастливый человек, я завидую вам). Фильм начался по-настоящему, и подобные мысли остались за бортом. Датчики реально шкалят. Погнали.

Можно как угодно относиться к творчеству Земфиры, но фильм Литвиновой важен, как минимум, двумя ключевыми моментами. И снять бы его стоило только ради них, а не ради хорошей прессы, на которую обеим дивам плевать, очередной галочки в творческой биографии (сняли бы просто концерт, выпустили бы на DVD, попилили бюджет и дело с концом) или, уж тем более, поклонников, в исступлении рвущих на себе волосы и майки – стараться ради таких людей, о которых и сама певица говорит, что «не всегда довольна публикой» вовсе смешно.

Во-первых, это шанс заглянуть в будущее через то окно, которое Рената так изящно имитирует всей 75-минутной картинкой. Рано или поздно, цифровое кино перейдет из разряда занятного эксперимента для ценителей и эстетов в весовую категорию мэйнстрима. Действительно, эффекты, монтаж, склейки с «цифрой» гораздо дружнее, а про то, что в цифровой оригинал засунуть digital-копию Чарли Чаплина, Мэрилин Монро или Евгения Леонова, не стоит даже упоминать. Сомневаться же в том, что эта надобность возникнет, не приходится. Скорее, стоит уже сейчас начать делать ставки, как скоро это начнется: совсем недавно Терри Гиллиам уже обещал, что оживит так не вовремя преставившегося Хита Леджера, да передумал.

Во-вторых, фильмов-концертов, выпущенных не для домашнего просмотра, пусть и со сто миллионов раз вылизанными картинкой и звуком, а для кинотеатрального показа, не выпускалось уже лет 20. Не так давно «Дисней», правда, ворвался в первые строчки американских топов с лентой об очередной девочке-звезде в коротких штанишках, но, во-первых, там о полноценном концерте речи не шло, а во-вторых, и вовсе было какое-то мутное «тридэ». Последним подобным примером, который уже застолбил себе место в Вальгалле до самого Рагнарека, был, если мне не изменяет память, «Волшебство Queen в Будапеште». И здесь, честно говоря, перед нами именно тот случай, когда смелость создателей вызывает гордость, а не удивление.

Только этого уже хватает, чтобы выверенный до последнего плана роскошно-галлюциногенный «Зеленый театр» считать, как минимум, нашим собственным плевком в вечность. Здесь я, разумеется, говорю о государстве, ибо союз личностей такого масштаба – и речь здесь не только и не столько о Литвиновой и Рамазановой: без музыкантов, операторов, монтажеров, художников чуда бы не произошло, — дает плоды масштаба сопоставимого.

Но есть и другое. После просмотра фильм оставляет удивительное ощущение любви. Это кино просто пропитано любовью: в каждом кадре, каждом мгновении, каждой вспышке, каждом слове. Когда Рамазанова удивительно нежно говорит, что часто влюбляется в музыкантов, а в финале треплет своего трубача за вихры и улыбается, понимаешь: влюбилась. За талант, как и обещала. Когда она скачет перед пианистом, заглядывая ему в глаза, а тот творит за клавишами натуральные чудеса, понимаешь: вот она, та самая chemistry, которую и на русский-то сложно перевести. Настоящая. Когда певица говорит: «Я – боец. Файтер», а камера при этом снимает сверху так, что в глаза бросаются эти спичечные ручки и ключицы и шея, становится абсолютно ясно: это любовь, которая как раз в том, чтобы говорить правду: и про силу, и про слабость. И так – везде.

Про песни, из которых, собственно, практически весь фильм и состоит, до сих пор умалчивалось абсолютно сознательно. Тем, кто без этих песен себя не представляет (а такие странные люди есть, и их даже много, как дико это не выглядело бы с точки зрения homo snobius), эти 75 минут будут, пожалуй, самым лучшим подарком в этом году. Тем, кто к творчеству певицы Рамазановой относится адекватнее и смеется один-единственный раз за весь фильм – в тот момент, когда она называет свой последний альбом «Спасибо» «самой лучшей пластинкой на свете», — достанется кое-что получше.

Они, даже особо не стараясь, смогут заметить, что в России появился совершенно неземного качества концертный состав, которому под силу даже из не самых лучших экземпляров, сотворить настоящие жемчуга, легкие, полновесные и прекрасные. Все, абсолютно все песни стали лучше, чем были. «Трафик» и «Ариведерчи» и вовсе захотелось переслушать в оригинале, чего не было уже лет 5.

Это, впрочем, уходит на второй план, когда видишь финал. За эту улыбку, эти руки, эти вихры и эти глаза, в которых отражаются разноцветные фейерверки, изменяя их родной оттенок до неузнаваемости, хочется отдать все, что имеешь. Когда на экране столько любви, сложно не влюбиться самому. Это и происходит, жаль, что так ненадолго. После этого наступает отчетливая, непреходящая зависть к тем, кто побывал на этом концерте. После проходит и она, и остается только волнующая радость и ощущение сопричастности с событием, которое при других обстоятельствах непременно прошло бы мимо.

Прости меня, моя нечаянная любовь.


Kino.vl.ru благодарит Сеть кинотеатров "Иллюзион" за возможность побывать автору рецензии на премьере фильма
"Зеленый театр в Земфире".

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта