«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» это наиболее удачный фильм для презентации нового образа бессменного символа кинокомпании «Walt Disney» компьютерной модели волшебного замка, пришедшего на замену сине-белому силуэту. И кассовые сборы первого уик-энда лишнее подтверждение правильности выбора диснеевских менеджеров. Коммерчески несомненно успешный сиквел хита 2003 года можно без сомнения назвать одной из самых ожидаемых премьер года 2006, а уж тем более с учетом того запева, который дает он на третью часть изначально не предполагавшей продолжения истории.
Как известно, главная задача сценаристов, режиссеров и продюсеров при создании сиквелов, если не принимать во внимание коммерческую сторону, это создание фильма, который не будет уж совсем откровенно плохо смотреться на фоне предшественников. Удается это единицам. Но я что-то категорически не припомню случаев, когда в продолжении изменялся бы жанр фильма, что фактически произошло с «Пиратами Карибского моря». Если «Проклятие Черной Жемчужины» был фильмом приключенческим с комедийными моментами, то «Сундук мертвеца» это уже почти комикс, комедия с элементами приключений. Сложно сказать, хорошо это или плохо, нужно просто признать этот факт.
Впрочем, если не зацикливаться на жанровых особенностях, комедия у мистера Вербински вышла добротная. Порадовали, в лучших традициях американского юмора, в самый пафосный момент нелепо сорванные торжественные выступления Джека Воробья, множество речевых и ситуационных шуток, и многие другие элементы, дающие право назвать фильм комедией. Хотя, юмор в «Сундуке мертвеца» порой скатывается и на откровенную глупость на уровне «Очень страшного кино». Особенно это явно в сцене истерики Элизабет Суон, героини Киры Найтли, на фоне поединка трех сопровождающих ее мужчин, да в следующих сценах погони всех за всеми. Однако, что уж говорить, есть в фильме и действительно удачные юмористические находки. Чего стоит только весь эпизод с островными каннибалами под предводительством капитана Воробья.
Главной же «изюминкой» фильма, несомненно, является «милашка» Джонни Депп. Несмотря на блестяще, а порой и гениально сыгранные прежде роли, образ манерного капитана Воробья из «Пиратов Карибского моря» станет, на мой взгляд, своеобразным клише на имени этого актера. Хотя, на протяжении всех двух с половиной часов фильма не покидало ощущение, что Джонни Депп «засиделся» в роли Джека Воробья. По крайней мере, он уже не выглядел так же свежо и оригинально, как в первой части. Депп – слишком разноплановый актер, чтобы несколько раз появляться на экране в одном и том же амплуа, даже если оно приносит всенародную любовь.
Что до остальных героев, то тут все по-прежнему: отважный и небритый Орландо Блум в роли Уилла Тернера, очаровательная Кира Найтли в роли его невесты… Еще один избитый трюк голливудских сценаристов при создании многосерийных комедий сработал и в «Сундуке мертвеца» – из предыдущей части были сохранены самые харизматические третьеплановые персонажи пиратов, которые доработали и передвинули ближе к первому плану. Больше того, каким-то непостижимым образом был вызван к жизни даже «Прихлоп» Билл Тернер, причем он опять стал косвенной причиной всего переполоха.
Отдельного слова заслуживает экипаж легендарного «Летучего Голландца», которому тоже нашлось место в Карибском море. Надо сказать, что режиссер фильма Гор Вербински со товарищи довольно своеобразно истолковал расхожую легенду о корабле-призраке, который по идее должен бы быть тем, чем являлась «Черная Жемчужина» в первой части. Однако, по версии, изложенной в «Сундуке мертвеца», экипаж «Летучего Голландца» составляют монстры, некогда бывшие людьми, но ассимилировавшиеся в морской среде. Тут уж нашелся простор для гримеров, костюмеров и компьютерных дизайнеров, в результате чего получились мутанты совсем в духе «Людей Икс», чего, если честно, сложно было ожидать от «Пиратов Карибского моря» в каком бы то ни было поколении. Впрочем, капитан чудовищ Дэйви Джонс проработан вполне основательно, и особенно трогательно выглядит, когда играет на органе при помощи всех своих осьминожьих щупалец, произрастающих прямо из лица, или когда самыми маленькими из щупалец придерживает свою шляпу при погружении.
Не обошелся сиквел «Пиратов», как это водится в Голливуде, и без так называемых «гуфов» ляпов, да глупых ошибок. К ним можно отнести как красную кровь у осьминога Кракена, так и неразвитую, но для чего-то обозначенную, сюжетную линию с арестом и последующим условным освобождением губернатора Суона, и некоторые другие моменты.
Не раскрывая всех сюжетных сюрпризов фильма, можно отметить, что, несмотря на, казалось бы, неблагоприятную концовку, зрителям забрасывается своеобразный и не многозначный «крючок», явно намекающий на грядущее продолжение. Вообще, последние двадцать минут фильма неприкрыто были направлены на то, чтобы подвести зрителя напрямую к идее о подготовке кошельков к третьей серии, которая вот-вот должна сойти с монтажных столов компании «Уолт Дисней». Так что уж как-то совсем по родному смотрелся капитан Барбосса (Джеффри Раш), появившийся в самых последних секундах фильма.
Фильм «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», к счастью, не стал разгромным крушением всех надежд и ожиданий. Что-то, несомненно, расстроило и насторожило, но что-то и порадовало. Причем, можно с радостью отметить, что баланс «плюсов» и «минусов» выдержан вполне достойно, да так, что положительные эмоции очевидно перевешивают. Излишне говорить, что вряд ли кто-то пожалеет о походе на этот, можно даже сказать, семейный фильм, уже получивший признание зрителей как у себя на родине, так и за ее пределами.