Рецензия на фильм «Ретроспектива Педро Альмодовара: Возвращение»

 

Режиссер: Педро Альмодовар

В ролях: Пенелопа Крус, Кармен Маура, Лола Дуэньяс, Бланка Портильо, Йоана Кобо, Чус Лампреаве, Леандро Ривера, Кармен Мачи, Пилар Кастро

Автор: Алексей Коропский
Существует поверье, что дети часто во многом повторяют судьбу родителей. Дочь разведенной мамы не будет счастлива в браке, а сын отца-алкоголика практически наверняка упадет на дно бутылки. Разница, наверное, лишь в том, что судьба ребенка так же слегка карикатурно отличается от судьбы родителя, как слегка карикатурно отличаются черты их лиц. Но мы так привыкли видеть переплетения жизненных коллизий в исполнении актеров бразильско-мексиканских телесериалов, что не замечаем собственных судеб и событий, происходящих рядом с нами. 
Любой, уже знакомый с творчеством гениального испанского режиссера Альмодовара, не удивится, увидев, что новый его фильм начинается со сцены субботника на кладбище. В этом есть соль Альмодовара, в этом есть и его юмор, и его взгляд на жизнь. «Возвращение» полно альмодоваровского юмора так же, как полно и его размышлениями, не выраженными словами, но скрытыми за сюжетом. Или, быть может, как в фильме «Все о моей маме» — не размышлениями, а скорее наблюдениями, полными смысла зарисовками из жизни. 
Педро Альмодовар, который, как известно, мужчин больше любит в жизни, а в кино предпочитает женщин, как более гибкий и наглядный материал, остался верен себе, наполняя свои работы сочными, красочными и живыми женскими образами. Мужчинам же, как самому неподатливому материалу, остается роль эпизодических вспышек, сопутствующих обстоятельств. 
Система образов «Возвращения» проста и незамысловата. Раймунда, обладательница шикарной фигуры и стати Пенелопы Крус, которая живет в небольшой двухкомнатной квартире со своей дочерью Паулой и не отвлекающимся от пива мужем Пако, а также ее сестра Соле, несколько лет назад похоронили родителей, погибших в пожаре. У сестер есть престарелая тетушка, за которой присматривает хорошая подруга всей семьи Агустина. И как выясняется, не только она. 
Реальность порой может быть настолько шокирующей, что не хочется в нее верить, списав все на мистику. Если дочь оказывается твоей сестрой и убийцей твоего мужа, а вместе с останками твоего отца лежат останки совсем чужой женщины, невольно отвернешься, когда совершенно неожиданно, через несколько лет встретишься глазами с тем, на чью могилу совсем недавно клал цветы. Нет, здесь нет голливудских заморочек с мистикой, сказочных выдумок сценаристов и абсолютно ненужных спецэффектов. Все гораздо прозаичнее. И жизненнее. 
Совсем не сложно проследить те самые параллели между судьбами родителей и их детей. Они очевидны и кристально ясны. С небольшими поправками мы видим повторение тех же самых событий, с генетически почти теми же самыми людьми. И параллели эти, наверное, лежат несколько глубже свадеб-разводов-смертей и прочих банальностей. Наверное, стоит немножко более вдумчиво проследить за взглядом, осмыслить слово и понять жест. 
Альмодовар – мастер образов. Невозможно не восхищаться тем, как он всего лишь одним правильным словом, вложенным в уста героини или героя, может создать полноценный, красочный образ. Всего одно слово и трехсекундное появление на экране, и мы знаем все об этой немолодой седовласой женщине. Одно слово: «Доченька», — и мы знаем, что эту женщину зовут Ирэн, у нее есть две дочери, и… она погибла в пожаре несколько лет назад. События развиваются, но к образу добавляются лишь незначительные мазки, которые наносит рука мастера. Конечно же, все это с неизменным узнаваемым юмором Альмодовара. 
«Возвращение» возвращает жизненную ситуацию, создавая символическую петлю обстоятельств, которая затягивает людей и ведет по бесконечному кругу. Как в той маленькой деревушке, откуда родом все героини фильма, постоянно дует ветер, сводящий людей с ума, так и непрекращающийся ветер времени ворошит судьбы людей, повторяя их и складывая в замысловатые узоры. 
Различные международные кинофестивали во многом дискредитировали себя, хотя есть еще непреложные авторитеты. Награды Каннского фестиваля – как олимпийские медали – бесценны. Но, как и олимпийских медалей, бесценность этих наград ситуативна и конъюнктурна – либо их нельзя купить ни за какие деньги, либо они уходят за бесценок. К счастью, на этот раз бесценность не выражается в валютном эквиваленте, а это значит, что возможно, стоит обратить внимание на мнение столь авторитетного кинофорума. К тому же, так редко фестивальные фильмы попадают в широкий прокат. Это надо ценить.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта