Рецензия на фильм «977 / Девять Семь Семь»

 

Режиссер: Николай Хомерики

Автор: Алексей Коропский

Все попытки «повторить Тарковского» несостоятельны уже изначально из-за своей цели, сознательной или неосознанной. И пусть само навешивание ярлыков «попытка повторить Тарковского» — это удел зрителей, а авторы никогда с этим не согласятся, можно принять такой штамп за условное название определенного стиля в кинематографе. Примерно в таком стиле и сделан фильм «977». С некоторыми поправками, конечно же. 

У Николая Хомерики слишком хорошее, надежное и прочное советское кинематографическое образование, настолько хорошее, что оно ему в чем-то даже  мешает. Это все равно, что смотреть дипломные проекты выпускников ВГИКа, только студенты смелее в экспериментах. Кстати, то, что «977» — дебют режиссера в полнометражном кино, чувствуется практически весь фильм. Короткий метр тем и хорош, что не приходится растягивать две-три мысли на «стандартный» хронометраж в 1,5 часа. Хомерики, видимо, не смог сразу сориентироваться во времени, и это заметно. 

Некий «советский» стиль – это то, что бросается в глаза в первую очередь. Для полноты картины не хватает только черно-белого изображения. Да и сюжет вполне типичен именно для тех времен «госзаказа». Некий научно-исследовательский институт где-то на бескрайних просторах России, где работают за госжалование ученые в белых халатах, которые пишут диссертации и ведут «подковерную борьбу», выживая друг друга с должностей. В этот НИИ «из самого Новосибирска» приезжает молодой кандидат неизвестных наук, который быстро входит в курс исследований, проводящихся в институте.

Вся ирония фильма состоит в том, что никто из сотрудников НИИ понятия не имеет о том, что же такое исследуется в стенах этого заведения. Исследования ради исследований – это некий ироничный образ всей российской науки, где непрерывно появляются все новые и новые кандидаты и доктора, пишущие все более толстые научные труды, которые кроме них самих читали разве что только рецензенты, и то вряд ли. Вот и в описываемом научном заведении обнаружен некий поток, исходящий от каждого человека со стабильной в течение жизни интенсивностью. Максимум значения этого потока – 977. 

Попытку внедрить в фильм какой-то научно-популярный с претензией на философию контекст можно смело признавать неудачной. Тот самый максимум – 977 – вроде как означает некое пограничное состояние, когда понятие чего-либо имеется, но объекта, соответствующего этому понятию наукой не зафиксировано. В реальности же весь научпоп сводится к регулярным галлюцинациям главного героя. 

«Мы так и не выяснили, что измеряет наш прибор», — заявляет в конце фильма директор института, и эта фраза могла бы стать венчающей, если бы «977» был короткометражным фильмом. В полном метре же эта фраза так и слышится в виде: «Мы так и не поняли, для чего снимали фильм». Пройдясь поверхностно по человеческим взаимоотношениям, лишь в самом тонком карандаше набросав их, не достроив до конца ни одну из сюжетных линий, Николай Хомерики создал учебное пособие «Как не надо переходить от короткого метра к полному». Хотя, ругать его за это совсем не стоит.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта