Раннее «созревание» детей, «переходный возраст», «дурная компания», разводы и новые семьи близких, измена, мать-игроман (а в российской действительности она может быть алкоголичкой) – на первый взгляд, слишком много бытовых проблем, которые принято считать непубличными, поднято в этом дебюте молодой канадки Луиз Аршамбо. Но это отнюдь не означает, что фильм «Семья» стал некой бытовушной драмой. Даже драмой-то его назвать можно с натяжкой.
Вся история закручена вокруг Мишель, роль которой исполняет Сильви Моро – видимо, просто однофамилица неувядающей француженки Жанны Моро. Мишель патологически азартна и зависима от казино, игральных карт и игровых автоматов. Именно эта зависимость стала причиной ее ссоры с мужем, в результате которой ей вместе с 14-летней дочерью Гэбриэл пришлось искать пристанище то у родителей, то у подруги детства. Чтобы достать деньги на фишки и жетоны Мишель готова на все – обман, кражу и даже секс с собственным отчимом.
И чем больше новых родственников Мишель открывается зрителю, тем глубже можно проникнуть в семейные секреты и проблемы всех этих людей, которым так или иначе пришлось соприкоснуться с главной героиней. Мастерски описанные коллизии жизненных интересов и стремлений выглядят так, словно списаны из настоящей жизни. Скорее всего, так оно и есть. Редкий человек не узнает себя в той или иной ситуации сюжета, а это значит, что мадам Аршамбо удалось снять фильм, близкий каждому.
Кажется, нет таких проблем современности, относящихся к семейным отношениям, которые бы в той или иной мере не поднимались бы в фильме. Секс, наркотики, проблема «отцов и детей», семейное насилие, психическая зависимость, безработица, иждивение, долги… список можно продолжать очень долго. Но, вместе с тем, картина не выглядит какой-то поучающей притчей или басней, социальным заказом или манифестом. Это просто современный фильм о современной жизни.
Кстати, в какой-то мере может возникнуть аналогия с недавно шедшим в ограниченном прокате фильмом Педро Альмодовара «Возвращение», который владивостокским зрителям посчастливилось увидеть. Все то же обилие и красочность женских образов, все та же линия преемственности поколений… Но все же, «Семья» другой фильм, не менее прекрасный, и не менее достойный. Стоит лишь отметить, что, в отличие от «Возвращения», идея наследственности характера и судеб в «Семье» обозначена явно – в самом начале фильма на экране вспыхивают один за другим вопросы о том, что же может передать в себе ДНК. И весь последующий фильм подспудно отвечает на каждый из поставленных пока еще риторических вопросов.
Канадский фильм «Семья» стал одним из немногих фильмов IV МКФ Pacific Meridian, который по-настоящему совсем не обманул высоких ожиданий. «Семья» – это невероятно яркий, добрый, где-то трогательный, где-то печальный, но неизменно восхитительный и гармоничный фильм. Даже намечающийся хэппи-энд сбалансирован не совсем благополучным разрешением драмы мужчины, имевшего две семьи. Этот фильм не может оставить равнодушным никого, хотя бы одна из многих описанных параллельно жизненных ситуаций будет близка каждому зрителю, а значит заставит его задуматься. Не в этом ли задача кино?