В который раз американские кинематографисты поднимают проблему евреев и их массового уничтожения во времена Второй мировой войны. Но фильм «Все прояснится» выбивается из ряда подобных, в первую очередь – точкой зрения на проблему и манерой ее подачи.
«Все прояснится» это история о еврейском юноше Джонатане, живущем в США, и собирающем в пластиковые пакетики все, что касается членов его семьи – от открыток и янтарных украшений, до вставной челюсти и использованных презервативов. Но в этой коллекции есть один большой пробел – практически ничего не известно о деде главного героя. Для того чтобы восполнить этот пробел, Джонатан отправляется в Украину.
Звезда «Властелина колец» Элайджа Вуд очень убедительно смотрится в роли американского еврея, попавшего в дикую Украину. Образ несуразного растерянного подростка с огромными очками и аккуратным пробором на голове лишь подчеркивает всю нелепость ситуации. Большая часть общения в фильме происходит на русском языке, и тем интереснее языковые казусы и коллизии славянского и американского менталитетов.
В разнице взглядов на жизнь, наверное, и есть самая главная загвоздка. Можно положить в пластиковый пакетик кусочек картофелины, горсть земли, и даже живого кузнечика – все то, что в будущем сможет помочь воссоздать атмосферу, связанную с конкретным местом и конкретным человеком. Но этот образ всегда будет неполным, ведь национальный менталитет и национальный колорит в пакетик не сложишь.
В этой связи сразу же вспоминается самый живописный и впечатляющий кадр фильма, когда зритель вместе с камерой поднимается над бескрайним подсолнечниковым полем, этим желто-зеленым морем, которое колышется под легкими дуновениями ветра. И сразу же хочется попасть туда, побродить между великанами-подсолнечниками, почувствовать их запах – даже кинематограф не может передать всю гамму ощущений, которая может возникнуть там, на этом поле. Кстати, самое интересное в этом моменте – это то, что и поле, и подсолнечники – самые настоящие. Создатели фильма специально заранее купили участок земли и весной засадили его семечками, чтобы в августе иметь возможность снять, пожалуй, один из самых красивых кинокадров последних лет.
Впрочем, это далеко не единственный момент, вызывающий восхищение. И речь даже не только о визуальном ряде: много раз ловишь себя на мысли о том, что задумка данного момента, игра актера в этой ситуации, построение этой сцены, звуковое сопровождение (в саундтреке, кстати, особо блистала группа "Ленинград", а порой картинку сопровождала мелодия «Цыпленок жаренный») – многие элементы время от времени вызывают восхищение. Вообще, фильм «Все прояснится» удивительно сбалансирован, и если первая его половина – это озорная комедия о приключениях американца в Украине, неоднократно срывавшая аплодисменты зрительного зала, то вторая – это глубокомысленная и проникновенная драма, заканчивающаяся некой иллюзией хэппи-энда. В первой половине приходится утирать слезы, выступившие от смеха, во второй – слезы, навернувшиеся от трагичности ситуации.
Обычно в финале фильма принято либо расставлять все точки над i, либо ставить самые главные вопросы, на которые зритель может попытаться сам найти ответы. Финал картины «Все прояснится» другой, как, впрочем, и сам фильм. Режиссер Лев Шрайбер скорее по-доброму иронизирует над поднятой им проблемой, над всем тем, что было показано в фильме и над каждым его героем. И пусть есть в картине моменты, заставляющие задуматься и даже загрустить, в целом фильм можно отнести к категории easy watching – к категории фильмов исключительно приятных в просмотре. И этот вывод сделан скорее не из какого-то логического осмысления сюжета и действия в фильме, а из тех эмоций, которые остаются после просмотра. Они только положительные, а это значит, что один из самых ожидаемых фильмов кинофестиваля Pacific Meridian не обманул высоких ожиданий.