Все так просто и так необъяснимо. Красиво и дико. Правильно и безрассудно.
Фильм “Эйфория” – не история любви, а пронзительный крик страсти, лишенной всего разумного. 78 минут порыва, настоящей эйфории, испытывают все герои картины. Собственно их там трое. И собака.
На простого русского колхозника в глубинке донской провинции обрушивается непостижимое, разрывающее чувство любви к женщине. Замужняя Вера отвечает ему столь же сильно, оба они не готовы к такому повороту судьбы. Не готовы до такой степени, что даже не знают, как называется то, что с ними происходит. Примитивное деревенское воспитание не находит объяснения этим ощущениям. Как слепые котята, герои находят путь друг к другу и только теперь оглядываются на все, что произошло. Она боится. Не то чтобы мужа, а скорее себя, и того, что будет. Он – мужик, он знает, что делать. Но судьба знает больше. Дикая, запретная любовь замирает на вдохе, на самой своей вершине.
Эйфории подвластны не только влюбленные, но и обманутый. Кристальная, неутихающая ярость в оскорбленном мужнином сердце бьет без промаха… и еще, и еще. Такая история.
Автор киноленты Иван Вырыпаев. Это дебютная картина молодого кинематографиста. Точнее, был у него до “Эйфории” сомнительный опыт под названием “Ч.Б. Кинема”, но, по мнению самого Вырыпаева, вряд ли стоит включать это сочинение в официальную фильмографию.
Изобразительное содержание картины чрезвычайно богато – упоительные планы донских равнин, натурализм и простота поведения героев отзываются в зрителе чем-то знакомым. Фильм выглядит как история, не придуманная автором, а увиденная и прожитая.
Вырыпаеву, возможно, удалось не все, что было им задумано. Некоторые сцены не клеятся к общему контексту, и выглядят ненужными, даже лишними. Если прямо, несколько раз посещало чувство тоски. Несмотря на то, что фильм не растянут и хронометраж его вполне подходит сюжету и ритму, пару раз ловишь на мысли, что скучно. Но это “скучно”, можно легко спутать с “грустно”, поэтому ощущение скуки от картины – едва уловимое.
Эпизоды в картине просто замечательные. Опять же, такая святая деревенская простота, близкая к животной. Диалоги не идеальны, но приятно, что в отечественном кинематографе обживается такой выразительный инструмент языка, как адекватный русский мат. Наконец-то. Фильм “Эйфория” далек то кинематографического совершенства и шедевра искусства как такового. Но того, что это очередной шаг вперед русского кино, у Вырыпаева не отнять. И недавний кинофорум в Венеции, а заодно и сочинский “Кинотавр”, с этим согласны.