Выпьем, дяди!
Рецензия на фильм «Лезвия славы: Звездуны на льду»
Режиссер: Джош Гордон, Уилл Спек
В ролях: Уилл Феррелл, Джон Хидер, Эми Пехлер, Уилл Арнетт, Дженна Фишер, Саша Коэн, Уильям Фихтнер, Дэвид Прессман, Крэйг Т. Нельсон, Романи Малко, Ник Суардсон, Ридж Кэнип, Лучиана Карро, Уильям Дэниэлс, Мэтт Левин, Бен Уилсон
Есть много по-настоящему мерзких слов, которые обычно только говорят или воспроизводят на деревянных носителях, попросту говоря, заборах, но не публикуют. Звездуны – одно из них. Зачем прокатчики вставили его в адаптированное для нас, россиян, название? Может быть, чтобы подать знак: осторожно, при употреблении может стошнить?
Простой до банальности, собираясь в кино, я, как и многие (судя по отзывам на kino.vl.ru) был уверен, что авторы развели гомосятину. Но обошлось. Развели петросянщину, и только. И сразу стало понятно, откуда и зачем в названии появились эти «звездуны». Это же типичное для петросяновского балагана словечко. Один из опознавательных знаков в системе «Свой чужой», понятный «своему» зрителю. Условный сигнал: тебе будет смешно, тебе будет хорошо. Петросянфильм представляет.
Непритязательные шутки определенного уровня, на самой грани, но не за краем, когда жуют использованную (но вроде бы не вполне) туалетную бумагу, бьют по яйцам (но без маниакальной злобы), суют нос в задницу (но обтянутую шелковым трико), — это конечно ускоряет ход времени, но дать фильму эпитет с приставкой «мега» я бы не решился.
Какое впечатление эта комедия произвела на меня? Такое же, как бутылка теплого пива: не слишком приятно, пока пьешь, становишься тупее, когда выпьешь, и забываешь, как только с облегчением отлил. Многие почему-то совмещали просмотр «Звездунов» с распитием пива. Лишнее это, чесслово. Кинолента – отличный заменитель пиваса. И по производимому эффекту и по вкусу, и по той огромной роли, которую играют в нашей жизни кино и алкоголь.
За каким чертом человечество выдумало пить спирт, есть грибы, курить разные ароматные и не очень травы? Чтобы расширить сознание? Познать себя, заглянуть за край? Ничего подобного. Не расширить сознание, а сузить его, чтобы забыть себя. Мы жаждем забытья, потому что несчастны. Те, кого принято считать неудачниками, мучаются из-за безденежья, бытовых проблем, зависти к более успешным особям. Другие – чья жизнь удалась – понимают, что все это счастье благоустроенной комфортной жизни не вечно, впереди терпеливо ждет старая с косой.
От этой тяжкой болезни, которая называется самосознанием, человечество постоянно выдумывает изощренные лекарства. И не только фармакологические. Религия, театр, азартные игры, книги, путешествия, спорт, кино, телевидение, видеоигры, шопинг. На все это можно подсесть так же плотно, как на алкоголь или героин, потому что все эти замечательные штучки, от религии до безудержного потребительства, позволяют забыть себя.
То, что принято называть современным стилем жизни, на самом деле изощренная, доведенная до совершенства система забытья. Смотреть без остановки, следить за новинками – часто бесполезными, бессмысленными, ненужными – чтобы вовремя купить новый гаджет, слушать новые альбомы новых групп, говорить по телефону без перерывов, всегда быть на связи, не отключаться, быть в теме, быть модным, жить в бешеном ритме, чувствовать нехватку времени, развлекаться на полную. Жить в полубессознательном состоянии, забывая себя, чтобы оставаться счастливым.
«Звездуны» вам в этом помогут ровно на 93 минуты.