Рецензия на фильм «Ультиматум Борна»

 

Режиссер: Пол Гринграсс

В ролях: Мэтт Дэймон, Пэдди Консидайн, Эдгар Рамирес, Скотт Эдкинс, Джоан Аллен, Джои Анса, Даниэль Брюль, Крис Купер, Брайан Кокс, Дэн Фреденбург, Том Гэллоп, Кори Джонсон, Джулия Стайлс, Дэвид Стрэтэйрн

Автор: Алекс Экслер
Совершив идентификацию и доказав свое превосходство, Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) вместе с ребятами из Universal решил не останавливаться на достигнутом, а замочить уже все это ЦРУ к чертовой матери. Но сначала он все-таки должен докопаться, кто он, что он, зачем он, почему и какого черта с ним сделали. Вот интересует его этот вопрос, и все дела. В конце концов, парню все равно нечем заняться, потому что единственное, что он умеет делать, — это выслеживать и убивать, а деньги в кармане у него не заканчиваются никогда — есть у Борна такая приятная и удобная особенность.

А тут журналист Саймон Росс (Пэдди Консайдайн) задачку подкинул: он опубликовал в газете совершенно секретную информацию о том, кто такой Джейсон Борн и как он связан с совершенно секретной церэушной программой "Замочилово", которая позволяет убивать кого угодно, где угодно и по какому угодно поводу, лишь бы это нравилось лично господину Ноа Восену (Дэвид Стретэйрн), заместителю директора ЦРУ.

Разумеется, этот журналист сразу заинтересовал и Джейсона Борна, и лично господина Ноа Восена, который со своими парнями тут же организовал за журналистом слежку и даже вызвал Специалиста — так называется человек, который немедленно убивает по заданию ЦРУ. Борн успел раньше, поубивал груду церэушников, но журналисту все равно не повезло — дело в том, что Специалист обладает редкой способностью: имея на руках фотографию заказанного персонажа, он может мгновенно найти его в таком пустынном месте, как вокзал Ватерлоо в Лондоне, занимает правильное место для выстрела и простреливает клиенту башку.

Но журналист много чего раскопал, поэтому Борн, в свою очередь, примерно знает, где и кого ему искать. Он и ищет, переезжая из страны в страну по своим паспортам, выданным ему ЦРУ, а Восен в бессильной злобе мечется по штаб-квартире, требуя от своих людей немедленно уничтожить Борна. Честно скажем, Восен просто дурак. Он не знает, что Борн — неуязвим. Его в свое время так натренировали, что высылай против него хоть двоих спецназовцев, хоть целый полк — все равно Борн их всех положит фактически голыми руками и сбежит. Кроме того, он умеет проходить сквозь стены, у него есть карточки-отмычки ко всем суперсекретным замкам ЦРУ, так что у Восена нет шансов.

А вот работница ЦРУ Памела Лэнди (Джоан Аллен) понимает, кто такой Борн. Поэтому она — за Борна и против Восена. Памела много раз говорила Восену, что не стоит отдавать приказ грохать кого угодно за малейшую провинность, а он ее так и не послушал. При этом не понятно, почему Восен с подобными наклонностями не грохнул Памелу. Впрочем, может быть, просто режиссер не разрешал.

А Борн… Борн будет бесконечно убивать спецназовцев и посланных киллеров, грустить по потерянной еще в прошлом сиквеле Мари и выяснять, каким образом его сделали машиной для убийства, но нормально не трудоустроили.

М-да. Честно говоря, после первого сиквела "Превосходство Борна", который мне совершенно не понравился, второй я и смотреть-то не собирался, тем более что его снял тот же режиссер — Пол Гринграсс. (Первый фильм "Идентификация Борна", напомню, снимал Дуг Лайман.) Но "Ультиматум" с самого начала проката собрал просто фантастическую кассу и вызвал такой восторг у зрителей (картина уже входит в Top250 на IMDB, а это обычно что-то значит), да и рецензии киношников, посмотревших "Ультиматум" на пресс-показах, были почти все как одна восторженные, и я решил, что нужно все-таки сходить посмотреть: может, Гринграсс ко второму сиквелу исправился? Хотя у меня, если честно, на это было очень мало надежд.

Посмотрел. Вышел из кинотеатра в полном недоумении. Потому что фильм, на мой взгляд, больше чем на троечку никак не тянет. С чего вдруг такие восторги — совершенно не понятно. Правда, тут нужно учитывать, что в российском прокате фильм еще и традиционно испохабили переводом (такое ощущение, что перевод делал человек со словарным запасом слов в двести), однако это не тот случай, когда перевод может убить весь фильм, — собственно, это же боевик, так что диалогов тут мало.

Над сценарием работали аж три человека, но соорудить что-нибудь более или менее свеженькое у них не получилось просто по определению. "Борн", который изначально делался как антибондиана — обычный паренек, превращенный спецслужбами в машину для убийства, ищет правду на этом свете, — постепенно и неуклонно превращается в новый вариант этой бондианы, теряя хоть какие-то признаки реалистичности. Если в первой части Борн еще вполне живой человек, а ЦРУ хоть как-то похоже на то, что оно собой представляет в действительности, то во второй, а особенно в третьей части Борн уже превратился в неубиваемого киборга, который мочит всех быстрее, чем кролики трахаются, и с которым не совладает ни один спецназовец.

О "ЦРУ" в этом фильме лучше вообще молчать. Более дебильной организации, чем то, что изображено в "Ультиматуме", трудно и придумать. Ноа Восен — ну просто зайчик какой-то. Постоянно сурово хмурит брови и требует убить этого, этого, того, ту и еще человек десять — ну просто до кучи. Журналист какой-то статью написал? Грохнуть его! Причем желательно — на вокзале в чужой стране, чтобы до кучи еще кого-нибудь пришибить — какого-нибудь англичанина. Борн где-то возник? Грохнуть его. Не получилось? Опять грохнуть. Снова грохнуть. Да грохните же вы мне этого Борна! Девка какая-то церэушная вроде как Борну помогла? Грохнуть ее! Немедленно!

Впрочем, если посмотреть на то, какие доходяги эти церэушники в фильме, становится понятно, почему Борн их всех делает, как котят. Суперсекретная организация сидит в здании из стекла и бетона, все важные документы читаются в непосредственной близости от окон, на которых принципиально нет штор, все важные сейфы стоят так, чтобы из окна напротив можно было бы увидеть набираемый шифр, а уж если какому-то вшивому Борну вдруг понадобится пробраться в кабинет замдиректора ЦРУ — да нет проблем, он проберется туда в момент и даже не запылится. Сценаристы даже не стали заморачиваться вопросом того, как разыскиваемый парнишка пробрался в кабинет замдиректора ЦРУ, — а просто пробрался, вот и все. Он же шустрик, этот Борн. Кроме того, все цереушники свалили ловить Борна на улице, так что в лавке никто и не остался — гениальный ход!

О романтике не забыли — ну как же… О давно убитой в чисто сценарных целях Мари Борн вспоминает непрерывно. Для некоторого оживляжа ему подбросили церэушную старлетку Никки Парсон (Джулия Стайлс), которая уже фигурировала в "Превосходстве", и здесь с ней даже сделали сцену покраски волос, присутствующую в первом фильме. Но Никки Парсон Мари заменить никак не может: во-первых, потому что в сердце Борна Мари живее всех живых, а во-вторых, потому что Никки Парсон, судя по ее поведению, такая дура, что просто удивительно, как ее вообще взяли в ЦРУ. Точнее, неудивительно, потому что в ЦРУ, судя по "Превосходству" и "Ультиматуму", все такие.

Никки все время смотрит на Борна невероятно тупым взглядом, в котором читается что-то вроде: "Вот сейчас попробую разыскать у себя хоть какие-нибудь мозги, и ими, может, получится подумать", и это, вероятно, намек на романтику.

Еще одна вещь, за которую Гринграсса и его оператора нужно убивать просто на месте, — манера съемки. Даже в первом сиквеле эта долбаная дерганая камера уже ухитрилась достать просто до невозможности, но в "Ультиматуме" Гринграсс фактически достиг совершенства: возникает полное впечатление, что оператор понятия не имеет, что такое штатив и как снимать так, чтобы картинка была более или менее ровной, поэтому все снимается практически "с плеча", камера все время дергается, лица дергаются, картинка дергается, и лично мне хотелось просто встать и уйти — ну невозможно смотреть фильм, который снимается оператором в состоянии эпилептического припадка.

Знающие люди мне рассказали, что это теперь модно — мол, возникает эффект документальности. Ребята! О какой "документальности" может идти речь с таким дебильным сценарием? Они снимают обычный боевик — сиквел не первой свежести, в котором ничего не осталось от первого "Борна". Ну и на черта его еще уродовать этой эпилептической камерой — вот этого я никак не могу понять!

Ну и после всех этих ругательств возникает вопрос: что, фильм действительно так плох и в нем вообще нечего смотреть? Да нет, со зрелищной частью они явно поработали, и это несколько скрашивает все остальное безобразие. Эпизоды на вокзале сняты эффектно и динамично, несколько автомобильных погонь смотрелись вполне достойно, а уж сцены беготни по крышам в Танжере сделаны просто отлично. Сражения Борна со сцецназовцами чисто теоретически тоже сделаны неплохо, но дерганая камера все усилия постановщиков сводила на нет: при такой технике съемки можно было и не стараться оттачивать схватки до мелочей, ведь все равно ни черта не видно.

Так что погони на машинах, драчки и всякий там паркур — единственное, что можно посмотреть. Судя по всему, большинству зрителей и рецензентов этого было вполне достаточно, и они смогли отрешиться от идиотизма сценария, совершеннейшей блеклости и картонности персонажей, ну и от трясучки оператора. А я отрешиться так и не смог. И когда читал о том, что "Ультиматум", дескать, держит в напряжении от начала и до конца, и о том, что там вообще сплошной адреналиновый драйв, — был жутко удивлен. На мой взгляд, удачные экшен-сцены не могут полностью компенсировать тот дурдом, который они наснимали.

Однако еще раз подчеркиваю — я со своим негативным мнением явно нахожусь в меньшинстве. Фильм прокатывается просто отлично, зрители в основном в восторге, а мы с Бубликом, соответственно, не врубились и не оценили. Видать, так оно и есть — не врубились и не оценили. Но высказать свое мнение — имеем полное право. Фуфло этот ваш новый "Борн", вот и весь наш сказ. От весьма симпатичного первого "Борна" не осталось и следа. И даже Мэтт Дэймон стал напоминать пародию на самого себя из "Команды Америка", уж на что он действительно хороший актер.
Оценки по пятибалльной системе:
Зрелищность 4
Актерская игра 3
Режиссерская работа 3
Сценарий -2
Кратко о фильме — фигня с беготоней
Нужно ли смотреть — решайте сами 
(с) Алекс Экслер www.exler.ru

Другие рецензии:  Анатолий Филатов, Олег Анохин
Полная версия сайта