Между мачо и чмо
Рецензия на фильм «Ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского: «Глянец»»
Режиссер: Андрей Кончаловский
В ролях: Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Алексей Серебряков, Ирина Розанова, Татьяна Арнтгольц, Ольга Арнтгольц, Михаил Полицеймако, Александр Ильин, Артемий Троицкий, Владимир Горюшин, Инна Степанова, Геннадий Смирнов, Елена Фомина, Ефим Шифрин
Яркая, живая комедия, только детей с собой не берите. Хотя… Возможно ваши дети уже слышали о папкиных проблемах:
— Сорок лет, а пузо ниже колен висит, Том Круз, б***ь. Пить меньше надо!
Насколько я понял, посыл фильма банален, как любая истина: не в деньгах счастье и даже не в их количестве. Сколько бы у тебя ни было «лимонов» и «ярдов», равнодушная к дензнакам судьба все равно вернет к белогорячему мужу и дойке коз, с той лишь разницей, что на муже не драный ватник, а дорогой пиджак, а козы альпийские.
В хит-параде уродов, два часа проходящем на экране, участвуют в основном две категории персонажей: бляди и пидорасы. Именно так, без вычурных аллегорий и стыдливых бипов характеризуют друг друга герои «Глянца». Пидорасы, естественно, торгуют блядями, причем первые не обязательно любят мальчиков, просто они «суки, уроды и пидоры», а вторые не стоят на панели, дыша перегаром, а «отчаянно, страстно влюбляются», узнав из «Форбса» о финансовом состоянии предполагаемого то ли жениха, то ли покупателя.
Герои узнаваемы. Их реальные прототипы ежедневно отмечаются в передачах типа «Истории в деталях», попадают в скандальные выпуски новостей (наши в Куршевеле), или в то, что раньше называлось официальной хроникой. Братки; неотличимые от них олигархи; запойные сенаторы; голубоватые финансовые консультанты, еще вчера жарившие блины в привокзальной столовке; торгующие «невестами» рефлексирующие педики; «гениальные» модельеры, отчаянно косящие под западных коллег. Все эти люди превращены в фильме в мусор, говно, завернутое в глянцевую бумагу. Сияние гламура не снизошло на них само. Чтобы стать глянцем они «спали с кем надо, кому надо лизали задницу, ломали кости свои конкурентам».
Есть в фильме и представители противоположного полюса, антиглянец, те, кто тоже попадает в хронику, но не светскую, а криминальную, в разряд «бытовуха» — испитые мужички со своими страшными женами. Судьба их печальна несмотря на природную чистоту помыслов (не продавались, спали по любви, а не ради денег).
На мой взгляд, несмотря на то, что «Глянец» — комедия, причем смешная, в целом фильм довольно печальный. Не знаю, есть ли среди настоящих героев глянца те, кто никому ничего не лизал, не сосал и не ломал, но по фильму выходит, что таких людей нет. Более того, сколько ни соси, нехотя ли ты это делаешь или с удовольствием, но от убогой своей судьбы не уйдешь, окажешься там, где тебе место. Возможно, перед тобой будет не разбитое корыто, а что-то гораздо круче и дороже, но вечный вкус дерьма во рту, по-моему, слишком уж дорогое удовольствие, не стоящее этих материальных благ.
Знаете, есть такой старый анекдот. Стоит мексиканец перед зеркалом:
— Я чмо, я чмо.
Мимо проходит жена:
— Дорогой, ты опять перепутал. Ты не чмо, ты — мачо.
Я придумал адаптацию для российской действительности. Стоит мужик перед зеркалом. И так повернется, и эдак:
— Я мачо, я мачо.
Мимо проходит жена:
— Дорогой, успокойся, ты не мачо, ты чмо.
Пока еще жизнь меня не разуверила, что между мачо и чмо полно замечательных людей, которые оказались за кадром «Глянца». А детей с собой все-таки не берите, они еще успеют узнать, что можно «допиться до того, чтобы блядь от устрицы не отличать».