Блянец
Рецензия на фильм «Ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского: «Глянец»»
Режиссер: Андрей Кончаловский
В ролях: Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Алексей Серебряков, Ирина Розанова, Татьяна Арнтгольц, Ольга Арнтгольц, Михаил Полицеймако, Александр Ильин, Артемий Троицкий, Владимир Горюшин, Инна Степанова, Геннадий Смирнов, Елена Фомина, Ефим Шифрин
Давайте начистоту. Под видом «горькой комедии о сладкой жизни» товарищ — и никак иначе — Кончаловский подсунул нам кусок отборнейшего дерьма, неаккуратно завернутого в аляповатую обертку.
Практически по всем параметрам, по которым принято оценивать кинофильмы, «Глянец» ужасен. Неизвестно, о чем изначально должна была быть эта, с позволения сказать, картина, но получилась она о говне. Да и о нем-то толком не смогла рассказать.
Не стоит воспринимать это утверждение как некий художественный прием или вкусовщину — это вполне сознательный посыл авторов фильма (среди которых, помимо самого Кончаловского, числится и окончательно разочаровывающая Дуня Смирнова), значительную часть повествования посвятивших подаче этого продукта жизнедеятельности со всех возможных сторон. Тут вам и псевдо-Сорокин, красочно расписывающий интимную связь Вольтера и Брежнева под хлюпанье навоза звериного и человеческого, и показы мод под слоганом «100 % Shit», и различные гламурные особи, вещающие о прикладном применении говна, и даже дважды прерывающий фильм рекламный ролик сока «Я». В общем, получите первые ряды из ушата.
Но даже эту — главную! — тему «гений русского кинематографа» не смог толком довести до конца, оборвав где-то посередине. «Глянец» вообще изрядно напоминает коллективное письмо Дяди Федора и ко из Простоквашино, куда каждый прохожий дописал свои «лапы ломит и хвост отваливается». Фильм состоит из калейдоскопа эпизодов между собой практически никак не связанных. Тут можно насчитать с десяток намеченных, но совершенно неразвитых и брошенных в самом начале сюжетных линий и раза в три больше персонажей, ниоткуда появившихся и внезапно бесследно исчезнувших. Складывается впечатление, что неоднократно мелькающие в кадре монстрессы отечественной беллетристики поделились секретами метода «литературных рабов», а опытные кинематографисты спроецировали этот метод на свою профессию, дав задание разрозненным группам киношников-любителей снять какой-нибудь свой абсурд. А в итоге получился пазл, собранный патентованным способом Гомера Симпсона — при помощи ножниц и молотка.
Эта теория, кстати, объясняет и эпилептически невнятный монтаж в первой половине фильма и смело беспощадный во второй, огромное число зависших в смысловом воздухе эпизодов, противоречащих дальнейшему развитию событий, и совершенно алогичные поступки главных и второстепенных героев. А также этим и единственно этим может быть объяснено присутствие в фильме эпизодов, категорически не соответствующих общему уровню фильма — две феерические сцены в деревне и эпизод с арбузом. Как будто украденные с соседнего монтажного стола, своим невероятным исполнение они настолько выгодно отличаются от своего окружения, что составляют шокирующе разительный контраст со всем показываемым до и после. И конечно же, не имеют никакой логической связи с остальным фильмом.
Однако нет, один связующий элемент в фильме все же присутствует, иначе он окончательно стал бы похож на серию целлулоидных галлюцинаций. Этот элемент — Юлия Высоцкая. К ней претензий почти нет, из всего актерского состава, набранного по большей части «мимо кассы», она единственная вытягивает свою роль практически до конца и как паровоз тащит за собой всех остальных. Но претензии здесь скорее не собственно к актерам, а к тем, кто их подбирал — там налицо полное отсутствие чувства типажей и амплуа. В какой-то мере на тот же счет можно записать и сборище различных реальных публичных персон, якобы посещающих модные показы, с репортажными съемками прорезиненного Пескова, мерзостной Конеген и прочих деятелей. Сцена наподобие аналогичной из «Дневного дозора», но тот хоть был пионером в сборе «звездного» сброда на широком экране.
А хотя, «Глянец» вполне оправдывает свое название — много пафоса из ничего. Все как у давших название бесчисленных журнальчиков: престижная презентация (как-никак фильм открытия «Кинотавра»), обильная пресса, большие ожидания… А пьяный полиграфист в типографии неровно выставил направляющие — и все цвета «съехали», тираж насмарку. Правда, не зря же главная фраза фильма: «Умные люди глянец не читают, они его издают», — «Глянец» отбил свой бюджет на рекламе задолго до печати первой фильмокопии. И то, что скажут о нем зрители, уже совершенно неважно. Просто побочный эффект от заработанных денег.