Бесценный
Рецензия на фильм «Роковая красотка»
Режиссер: Пьер Салвадори
В ролях: Одри Тоту, Гад Эльмалех, Мари-Кристин Адам, Вернон Добчефф, Жак Списсер, Аннелиз Эсм, Шарлотт Вермей, Клодин Баше, Лоран Кларе, Жан де Конинк, Бландин Пелиссье, Дидье Брис, Фредерик Буке, Жан-Мишель Лами
Луч света, пробивающийся сквозь пелену голливудских грозовых фильмов-туч, просвет на, казалось, безнадежно затянутом небе массового кино. «Роковая красотка», пожалуй, — один из лучших фильмов, представленных российским кинопрокатом в этом году. В своей «весовой категории», конечно.
Фильм сверкает гранями, как идеально отшлифованный редчайший розовый бриллиант, отдавая бесчисленными отблесками рассыпанных страз. Он дарит то самое чувство легкости, исключительности и причастности, за которым раз за разом ходят зрители в кинотеатры, далеко не всегда получая желанное. Он как легкий джаз, неизменно сопровождающий действие на экране, заряжает оптимизмом, возвышает и настраивает на позитивный лад.
Он блестящ во всем. Неизбитый сюжет — где же еще, как не во Франции могла произойти эта невероятная история головокружительных отношений мужчины и женщины, занявших весьма специфичные ниши в обществе — содержанки и начинающего альфонса; удивительный юмор, легко вальсирующий от комедии ситуаций до классических столкновений мужских и женских взглядов, и обратно к щекотливым положениям через восхитительно меткие образы и характеры; неповторимый актерский ансамбль, который венчают две жемчужины — Тоту и неизвестный нам Эльмалех, наносящие самые главные штрихи на это удивительно цельное и услаждающее глаз и чувства полотно.
Одри Тоту, неизменная милашка, откровенно говоря, изрядно и приятно удивила своей игрой в этом фильме. После провальной роли Софи Невё в практически недавнем «Коде да Винчи», в «Роковой красотке» перед нами предстает совершенно иной типаж. Это опытная, изворотливая, циничная профессиональная содержанка, которая не остановится ни перед чем на пути к своей цели. Поначалу даже настигает недоумение: и это наша Одри? А где же лукавая улыбка, где игривый взгляд? Всему свое время. Характер ее героини Ирэн по мере развития событий раскрывается перед зрителями, словно алый бутон изнеженной розы на планете Маленького Принца. И вот, мы уже вновь видим этот огонь в огромных глазах, или леденящую отстраненность и усталость во взгляде, уголки рта складываются в такие неповторимые складки и губы растягиваются в пленяющей улыбке… Это, несомненно, одна из самых блестящих женских ролей, сыгранных в современном кино!
Но вряд ли ценна эта роль сама по себе, вне контекста актерского дуэта, в отрыве от второй главной роли фильма, восхитительно сыгранной человеком со столь близким русскому уху именем Гад Эльмалех. Персонажи Тоту и Эльмалеха — Ирэн и Жан — сливаются на экране в единый и неделимый дуэт, как пасхальные яйца Фаберже тончайшей работы, половинки которых вряд ли так же ценны по отдельности, как бесценны вместе. Это в прямом смысле слова ювелирная актерская игра, в мельчайших деталях идеальная, выстроенная, вдохновенная. И, наверное, именно от этого «Роковая красотка» так изобилует долгими, созерцательно-крупными, но вместе с тем живыми планами, снятыми одним дублем. Игра актеров настолько цельна, что не требует сложения кусочков пазла, а наоборот, приковывает внимание к, казалось бы, самым незначительным мелочам, которые в итоге создают невероятно сочную, насыщенную и яркую картину каждого образа, каждого состояния и настроения.
Несмотря на бесконечно опошленное российскими прокатчиками название, которое по-французски просто и емко звучит как «Бесценная», дублированный перевод этой картины выдался нетипично удачным для «Мосфильма». С другой стороны, это может быть даже и закономерно, ведь французское кино — не самый частый гость наших кинотеатров, а вместе с тем, конечно, с определенными оговорками, это практически всегда продукт достаточно высокого качества, который не под силу испортить даже кудесникам русскоязычного озвучания.
Этот фильм — настоящий эстетический праздник, услада для глаз и души обычного кинозрителя, уставшего от нескончаемого потока ширпотреба и непотребностей, заполонивших киноафиши. Сверкнув золотой искоркой в бесконечно промываемых массах песка кинопроката, он передаст свое настроение и настрой, и, может быть, останется где-то в глубине души, как приятное и теплое воспоминание о далекой, но такой прекрасной Франции, где еще могут снимать такое удивительное кино, как «Роковая красотка».