И мальчики чеченские в глазах
Рецензия на фильм «12»
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Сергей Газаров, Александр Адабашьян, Виктор Вержбицкий, Алексей Горбунов, Роман Мадянов
Писать о новом фильме режиссера божьей милостью всея Руси Никиты Михалкова как-то даже совестно – от него все равно не убудет, а прибавится ли тебе хотя бы что-нибудь – большой вопрос. Философ Кант в свое время подробно описал «вещь в себе» самодостаточную, не нуждающуюся в оценках и комментариях. Фильмы Никиты Михалкова – суть явления того же логического ряда: им никто не нужен, они, прожорливые и густотелые, существуют сами по себе, в какой-то параллельной реальности, где нравственные и моральные критерии отсутствуют за ненадобностью. Несмотря на это, мы затачиваем свое перо и кидаемся на амбразуру – авось что-нибудь да выгорит.
Мы не будем говорить о том, позволительно ли чеченским мальчикам убивать половозрелых и состоявшихся граждан Российской Федерации, ибо смысла в таком разговоре немного. И так – в нашу-то с вами толерантную эпоху понятно, что позволено. Да, режиссер Михалков поднял тему актуальную, актуальную донельзя, и, таким образом, его персональный плевочек на костер вечности можно считать завершенным. Что мы имеем в сухом результате? Библейские мотивы, помноженные на пост-советскую реальность, из которой Михалков, как умственно отсталый ребенок из коротких штанов, никак не может вырасти. Поразительный по силе воздействия актерский состав, психологизм образов сюда же. Густой слой морали, совестливости и даже, как не странно, новой искренности, будь она неладна. Больше аргументов в защиту подсудимого нет.
Если о чем-то и стоит говорить, не касаясь даже, но осторожно дыша рядом с фильмом «12», так это о потрясающих русских артистах, задействованных в ленте на полную. Тот очевидный факт, что фильм стоило снять хотя бы ради персонажа Гармаша, который один стоит десятка полнометражек и тысячи чеченских мальчиков, мы, конечно, отметим, но ведь в фильме и это по-настоящему удивительно! не один такой Гармаш. И тут режиссеру Михалкову чувство меры изменяет в первый, но далеко не в последний раз. Актеров слишком «много», если вы понимаете, о чем я: эт т ансамбль играет на бис даже тогда, когда его об этом совсем не просят. Председатель-Михалков и вовсе говорит на языке ангелов – иначе называть эти монологи не получается: здесь вам и «Русские офицеры бывшими не бывают», и много чего еще, не менее бронебойного. Дело даже не в том, что тут говорят, а, скорее, в том, на каком голубом глазу все это происходит. Глаз и действительно голубой – преподобному Никите хватило фантазии сделать из своего персонажа совершенно пасторальную личность, не побрезговав и пронзительными голубыми линзами. Что ж, русские офицеры – они ведь бывшими не бывают, сталь во взоре не заржавеет никогда. А тот факт, что режиссер Михалков дня, кажется, не может прожить, не надев и не примерив какого-нибудь мундира, пусть даже и несуществующей уже царской армии, мы великодушно опустим – мелочи какие.
Вполне возможно, что фильм задумывался, как современный «карманный эпик» о прощении, великодушии, здравомыслии и терпимости. Официальный слоган гласит: «Кино про всех и для каждого». Что ж, возможно, так оно и есть, и римейк американской ленты, изувеченный методичным разжевыванием каждой мысли, даже чудом оказавшейся в кадре, со светящимися иконами и божьими птичками, назойливо мельтешащими в кадре, и есть наше новое кино для всех. Не поймите превратно: фильм гораздо лучше, чем можно было бы подумать, взглянув, например, на трейлер или рекламный плакат, или узнав результаты голосования венецианского жюри. Просто он настолько «для каждого», что в определенный момент становится, как бы, «для никого».
Разве что бывшим русским офицерам понравится.