Рецензия на фильм «Нулевой километр»
Режиссер: Павел Санаев
В ролях: Александр Лымарев (Костя), Светлана Ходченкова (Алина), Константин Крюков (Артур), Иван Жидков (Олег), Дмитрий Нагиев (Борисыч), Александр Ефимов (Шепилов), Елена Санаева (Ольга Сергеевна), Андрей Малахов, Федор Бондарчук (в роли себя), Ева Польна, Юрий Усачев, Борис Тенин.
«Нулевой километр», конечно же, имеет с современной реальностью примерно столько же общего, сколько клип последний клип Бритни Спирс с настоящим качественным стриптизом, но, в отличие от «Жары» или «Глянца» столь яркого отвращения, граничащего с омерзением, не вызывает. Историй провинциалов, сказавших городу-герою Москве «Иду на вы» в последнее время снято немало – достаточно вспомнить «Кремень», «Тиски» или тот же «Глянец» (хотя как раз его достаточно просто забыть), и если кто-то, спустя несколько лет и вспомнит историю двух провинциальных лохов Кости и Олега не по работе, а для души, то произойдет это лишь благодаря той бесконечно наивной человечности, с которой она снята.
«Лох поднялся!», говорят две стаааличные девушки мурманскому Олегу, погнавшемуся в столицу за «статусом», но до самого финала так и не объяснившему внятно, в чем он этот статус видит, в ответ на его «Двести баксов вам красная цена». Этим режиссер Санаев как бы говорит нам: «Не в деньгах счастье!», и, если взглянуть совсем уж строго, весь фильм можно описать этой прописной истиной. Детально описывать сюжет нет особого смысла: во-первых, кроме как натянутым сильнее, чем кожа на барабане, финалом, засахаренным вдобавок, как петушок на деревянной палочке, он не удивит, а во-вторых, результат будет не менее нулевой, чем километр: без картинки синопсис, прямо скажем, не впечатляет.
С картинкой дела обстоят гораздо лучше. Симпатичные актеры Лымарев, Жидков и Ходченкова, привычно играющие самих себя Крюков и Бондарчук, красивые московские съемки, роскошно переданная атмосфера цитадели гламура – клуба «Дягилев Project» так, вероятно, могла бы выглядеть башня Саурона изнутри, быстрая, но не рваная смена планов реальности – придраться, пожалуй, не к чему, да и стоит ли придираться? Отдающая театром эпопея «наших в городе», который от баксов разве что не прикуривает, снята качественно и закончим об этом. Другое дело, что сама эпопея, как посыл и слепок с параллельной (а иначе и не назовешь) реальности, выглядит несколько странно, а большинство (но не все!) играющих ее личностей больше похожи на марионеток в театре К.Барабаса.
Смешное и не без искорки в диалогах кино Санаева вызывает много вопросов. С каких это пор режиссер Бондарчук является исключительным мерилом качества для всех клипмейкеров страны? В слове «Мурманск» букв, конечно, побольше, чем в «Москве», но кто сказал Санаеву, что, например, Антон Корбайн и Дин Карр для Мурманска не авторитеты? Сюжетная ветка «Умри, старушка!» вообще из области фантастики: как черные маклеры собирались в будущем продавать квартиры, в которых люди умирают от облучения один за одним? Или нуклиды после каждого прецедента тщательно вычищались пылесосом? Несмотря на то, что подобное творится сплошь и рядом, касса справок не дает.
Однако же, не надо печалиться. Был же у нас чудесный фильм «Прогулка», который удачно подменял окружающее прекрасной галлюцинацией о солнечном и со всех сторон красивом городе Петербурге. Теперь вот есть и «Километр» с выдуманной же любовью, просчитанными виражами довольно лихого, но от этого не менее монорельсового, сюжета, карой-без-базара приверженцам Темной стороны и переходом на новый уровень – как в любви , так и в жизненном опыте – светлым. Пусть будет. Главное, чтобы сам автор своих героев любил, а уж он – это очевидно – любит. Значит, придется, полюбить и нам. По крайней мере, сама мысль о симпатии Олегу, соучастнику многих бабкиных смертей, выглядит менее преступной, чем сочувствие бегущему от скинов Тимати.
Самое, пожалуй, обидное в фильме «Нулевой километр» это то, что никакой реакции за ним не воспоследует. Снятый с явным расчетом на неокрепшие умы, фильм не в силах изменить ровным счетом ничего. Старух как грохали во все времена – за проценты ли двести лет назад, как Раскольников, за квартиры ли, как Нагиев в нашу эру, так и будут грохать впредь, пользуясь их морщинистой беззащитностью. Провинциалы в Москву как шли, подобно леммингам, во все времена – Ломоносов ли триста лет назад, Олег ли с Костей в нашу эру – так и будут идти. Спонсорам всегда будет нужна отдача, проституткам всегда будет нужна работа, искусство всегда будет в большом долгу, а генералы криминальной милиции всегда будут гораздо ближе к криминалу, чем, собственно, к милиции. И фильм Санаева, обаятельный, милый и наивный, если и заставляет о чем-то задуматься, то лишь об одном: мораль «Лучше быть поднятым лохом в Москве, чем опущенным крутым на периферии». Но разве вы этого не знали?
Хотя упоминать на расстоянии двух страниц печатного текста лексемы «мораль» и «Москва», как подсказывает мне внутренний толковый словарь, кощунственно.