Рецензия на фильм «Мгла 2007»

 

Режиссер: Фрэнк Дарабонт

В ролях: Томас Джейн, Марша Гей Харден, Уильям Сэдлер, Натан Гэмбл, Алекса Давалос, Лори Холден, Крис Оуэн, Андре Брогер, Тоби Джонс, Джеффри ДеМанн, Бак Тэйлор, Фрэнсис Стернхэйген, Сэм Уитуэр, Хулио Седилло

Автор: Олег Анохин

Стивену Кингу не везет с экранизациями. Кто только ни брался делать фильмы из его произведений, даже он сам, а всегда получалась дрянь.

Может быть, такое впечатление от фильмов «по Кингу» оставалось из-за сравнения с литературной основой, которая, в свою очередь, не слишком кинематографична. Может быть, дело в чем-то другом. Единственное удачное исключение из унылого ряда провальных экранизаций — «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта. Правда и роман, по которому снят фильм, не вполне кинговский. Тем не менее, собираясь на «Мглу», тоже снятую Дарабонтом, я надеялся увидеть не очередную поделку, свалившуюся с конвейерной ленты фабрики грез, а вещь штучной работы. Я не ошибся в одном: фильм явно сшит не по отполированным до блеска лекалам с маркировкой «Хоррор».

«Мгла» — очень неоднозначный фильм. Я убедился в этом, когда мнение хорошо знакомого мне человека, вкусы и пристрастия которого, как мне казалось, я изучил более чем хорошо, совершенно не совпало с моим. Какую бы сцену фильма мы ни обсуждали, наши взгляды и оценки не то что не совпадали, а были прямо противоположными. Поэтому мне очень хочется, чтобы вы обязательно посмотрели «Мглу», а не основывались на моем, не очень лестном отзыве об этом фильме, которое я изложу ниже.

Фильм Дарабонта — это рассказ о современных, так называемых «цивилизованных» людях, цивилизованность, образованность, социальная адаптированность, наконец, благоразумие которых являются всего лишь тонюсенькой оболочкой, которую мгновенно растворяет липкий пот страха, обильно выступающий из пор при встрече с неизвестностью. Как ни обидно это признавать, но все мы, за небольшим исключением, ничем не отличаемся от каких-нибудь крестьян средневековья, готовых искать, находить и, не задумываясь жечь ведьм, исступленно молиться, приносить человеческие жертвы ради призрачной надежны на спасение. Именно это, а вовсе не жуткие монстры, обитающие в зловещем, невиданном доселе тумане, и есть настоящий ужас.

Сцены, показывающие перерождение людей, — безусловно сильная сторона «Мглы». Человек меняется на глазах, явно становясь монстром, при этом внешне оставаясь тем же безобидным упаковщиком из супермаркета, или уборщиком. И самое жуткое в этом превращении, что новая сущность — не извне. Это то, что было скрыто, упрятано внутри, как оказалось, не так уж и глубоко, сдерживалось законом, порядком, моралью. Моралью, которая тоже держалась на отлаженной общественной системе. «Все мы цивилизованные люди до тех пор, пока работают телефоны и можно вызвать службу спасения», — говорит один из героев. Жуть в том, что он прав. Деградация происходит пугающе быстро, средневековье возвращается на раз-два.

Превращения, показанные во «Мгле», к сожалению, не фантастика, и чтобы их вызвать, не нужен Туман, достаточно вещей куда менее таинственных. Например, осознания собственного бессилия перед сегодняшней (должен заметить довольно спокойной, мягкой и дружественной разумному человеку) жизнью. Осознания, которое приводит многих людей к парадоксальным выводам: виноваты ведьмы. Ведьмами могут быть евреи, инородцы, богатые или просто более успешные люди. Увы, среди нас много агрессивных средневековых дурней, считающих других (в том числе и представителей других наций) виновниками своих бед. Агрессию этих орков более-менее успешно сдерживает закон. Пока работают телефоны и можно вызвать службу спасения…

Еще одна тема, поднятая во «Мгле», показалась мне очень маркесовской, что ли: современный мир не так прост, как может показаться на первый взгляд. Вполне, казалось бы, рациональные решения, поступки и действия, которые по логике современного образованного человека, изучившего маркетинг, познавшего психологию потребителя и ежедневно выстраивающего «юзабельные», т.е. удобные схемы поведения покупателя, клиента, пользователя, вдруг приводят к непредсказуемым результатам. «Правильные», логичные решения оказываются ошибочными, тупиковыми, гибельными. И в этом тоже ужас, почище монстров из Тумана.

Понаблюдайте за действиями наиболее разумной части людей, запертых в супермаркете. Я, например, готов был подписаться под каждым их решением, наверное, окажись в подобных условиях, действовал бы точно так же. Интересно, как изменится ваше мнение об их поступках и поступках другой части «населения» по окончании фильма…

Монстры из Тумана – вполне себе на уровне, хотя, по сравнению с монстрами внутри нас — это детская мультипликация.

Почему же в самом начале своей рецензии я сказал, что мое мнение о фильме не очень лестное? Потому что Дарабонт, гад, щедрой рукой влил во многие сцены «Мглы» изрядные порции отборного дерьма, которое называется пафосом или попросту лажей. Нарочито затянутые моменты там, где ожидаешь действия; фальшивый, «перекачанный» эмоциональный накал; местами довольно странные диалоги. Может быть, я не понимаю реалий современного американского общества, но брошенные в самых драматичных сценах фразы типа «Лэнд крузер теперь твой!» — главный герой, отдавая ключи и ребенка женщине, которая должна бежать на машине из туманного плена, если с ним, главным героем, что-то случится — вповалку клали зал, давая фору любой комедии.

Тем не менее, посмотреть фильм стоит, хотя бы для того, чтобы увидеть потрясающих оживших монстров с картин Дали.

Полная версия сайта