Руками не трогать

Рецензия на фильм «18-14»

 

Режиссер: Андрес Пуустусмаа

В ролях: Степан Балакшин, Стас Белозеров, Александр Быковский, Сергей Друзьяк, Иван Макаревич, Иван Мартынов, Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Федор Бондарчук, Наталия Суркова, Александр Баширов, Александр Лыков, Алексей Гуськов, Андрес Пуустусмаа, Сергей Барковский, Юрий Нифонтов

Автор: Анатолий Филатов

Уберите руки от эксклюзивного экспоната. Фильм «1814», при всех своих неоспоримых достоинствах, оставляет одно послевкусие, перебить которое даже они не в силах. А именно - стойкое ощущение музея, которое не проходит даже после осознания того, что это, в общем-то, первый адекватный фильм про эту эпоху, снятый в России за последние несколько (здесь, на самом деле, довольно произвольное число) лет.  

Ну в самом деле, не считать же таковыми дичайший «Пушкин: последняя дуэль» или недавнюю «Войну и мир», которая была про что угодно, от королей до капусты, только не про Россию? А здесь – все чинно и благородно, по ранжиру и мундиру. Молодость – молода и дерзка, старость – убелена и величава, тупость и подлость – вне возраста. И все как-то, знаете… благородно, что ли.  

Это благородство и служит фильму не самую добрую службу. Не скатываясь, Боже упаси, до тошнотворной карамельности какой-нибудь бедной насти, он все равно недостаточно живой. Это как прическа в дорогой парикмахерской: выходишь и вроде бы вихры торчат во все стороны, вроде бы кудри растрепаны, челка где-то на боку, а затылок, наоборот, торчит ввысь, но, даже секунду приглядевшись, понимаешь: нет, это не то. Это не случайно.  

Фильм «1814» создан на деньги и по заказу компании «СТС», и это многое объясняет. Становится понятным и то, почему он вышел именно сейчас – разумеется, в пику новой «Иронии» за авторством «Первого канала». Большие ребята не хотят делиться деньгами точно так же, как и в начале года, с «Жарой» и «Волкодавом», помните?  

И канал сделал все, чтобы денег было больше. Фильм не кажется обезжиренным только пока сидишь в кино и смотришь на экран: там постоянно что-то происходит. Вернувшись домой, понимаешь, что, оставшись верным исторической чести, кино кривит душой против той странной субстанции, которая называется жизнь.  

Немалую роль здесь сыграла и вольная жонглировка дружескими связями лицеистов: известно, что закадыкой Пушкина был Пущин, а вовсе не Горчаков, который даже на памятник поэту, став одним из богатейших людей России, выделил щедрых сто рублей. Интерьеры Царского Села, выхолощенные и вылизанные, тоже не производят впечатления живых – не могут нормальные парни, пусть даже и лицеисты, жить в такой мертвой обстановке. Некоторое разнообразие вносят эпизоды с шалостями, призванные показать, что лицеисты – «те же панки» (так любят повторять в интервью режиссер и продюсер). Но их немного, и они, что называется, «не решают».  

Весь фильм – с внятным, четким и грамотным сценарием, пусть и не накачанной, но интригой, отличными актерами – производит впечатление черновика, наброска, эскиза. Так, если кто не видел, выглядят авторские черновики «Евгения Онегина», хранящиеся в музее под блестящим, гладким и хорошо освещенным стеклом.

Полная версия сайта