Его ничтожное величество

Рецензия на фильм «Миллион лет до нашей эры 2»

 

Режиссер: Жан-Жак Анно

В ролях: Венсан Кассель, Хосе Гарсиа, Серджо Перис-Менкета, Мелани Бернье, Клод Брассер, Руфус, Жан-Люк Бидо, Тайра, Марк Андреони, Бернар Алле, Алис Фремон, Розин Фаве, Педро Касабланк, Гийом Делонеи, Хуана Кордеро

Автор: Алексей Коропский

Русское прокатное название «Миллион лет до нашей эры 2» — это, если выражаться максимально мягко и дипломатично, дичайшее недоразумение и проявление вопиющего непрофессионализма людей, ответственных за кинопрокат у нас в стране. Ни о каком сиквеле «Миллиона лет до нашей эры», озорной комедии 2004 года с Жераром Депардье, и речи быть не может — два фильма если и связаны как-то между собой, то только страной происхождения. И ладно бы речь шла просто о переводческом сочинительстве, когда настоящее название ленты подменяется плодом фантазии локализатора, — так было с тем самым «Миллионом лет до нашей эры», который называется вообще-то просто RRRrrr!!!, а действие в нем происходит «всего лишь» за 35 000 лет до нашей эры, — это еще цветочки. Но вот когда в названии перевирается сама сущность фильма, это преступление уже серьезнее. Фильм Жан-Жака Анно с оригинальным сюжетом Жерара Браша Sa majesté Minor (буквально «Его величество Минор», если оставить в стороне игру слов) не является и являться не может ни продолжением, ни второй частью, ни чем бы то ни было, что может привидеться из названия с цифрой 2 в конце. Это самостоятельный и независимый фильм. Причем, фильм удивительный.

С медицинской точки зрения самым близким к человеку животным является свинья. Факт это общеизвестный и лишних доказательств не требующий. Впрочем, вполне справедливо будет не ограничивать степень родства этих двух биологических видов исключительно медицинской стороной, а отметить поразительное сходство еще и с социальной точки зрения. Стоит лишь пройтись по заплеванным окурками автобусным остановкам, источающим вовсе не парфюмерное амбре подъездам и прочим местам обитания двуногих «вершин мироздания», как близость людей и свиней становится не то, что очевидной — вопиющей. При этом представители homo sapiens жутко обижаются, если их прямо и без обиняков приравнивают к хрюкающим парнокопытным.

Тем не менее, история о человеке, выращенном свиньями, все же выглядит как-то правдоподобнее, чем многочисленные рассказы о детях, вскормленных волками и прочими лесными обитателями. Кроме того, именно такая изначальная установка, да еще и перенос действия в догомеровские времена на какой-то остров в Эгейском море, дает полную свободу действий французам, решившим снять отвязную, ироничную, где-то даже сатирическую комедию о людском лицемерии и ханжестве.

С тех пор, как человечество надело трусы, оно стало всячески открещиваться от своей животной природы, прикрываясь спешно выдуманной моралью и прочими абстрактными терминами. Однако как бы ни маскировались поведенческие мотивы, в их основе всегда остаются именно животные инстинкты. Об этом в первую очередь и рассказывает «Миллион лет до нашей эры 2». При этом он ловко балансирует на той грани, что отделяет в нашем сознании естественность от пошлости, а иносказательность от натурализма.

За каждой сценой и за каждым персонажем здесь стоит мысль и стереотип, изящно облаченные в доисторические образы: от защитной речи на суде первой красавицы на деревне, чьими главными аргументами являются ее левая грудь и правая грудь, до сатира — получеловека-полукозла (Венсан Кассель, между прочим), ловко трахающего дерево с вышлифованной на нем задницей и не задумываясь переключающегося на случайно повернувшегося задом главного героя. Именно поэтому нас, живущих уже в XXI веке, ничуть не удивляет, что там, на древнем острове, правителем-тираном становится человек, выросший в свинарнике и осквернивший главную святыню, местный жрец регулярно «играет» с как бы девственной юной жрицей, а мужчины соревнуются, у кого длиннее членоподобный бамбук, привязанный к поясу.

По мере развития событий то и дело может показаться, что вот-вот та или другая сцена точно скатится в полную тинтобрассчину, но этого, естественно, не происходит. В этом есть какая-то игра создателей фильма со зрителями: словно и Браш, когда писал сценарий к фильму, и Анно, воплощавший его на кинопленке уже без контроля автора, постоянно задавались вопросом: «А что, если…?» — и уносились мыслями в невероятный круговорот видений и аллюзий, не позволяя себе, впрочем, зайти слишком далеко. Итогом этих головокружительных фантазий стал невероятный, немного разухабистый и неповторимо своеобразный фильм (если позволите вольный перевод на русский) «Его ничтожное величество Минор».

Одной из главных загадок, связанных с этим фильмом, навсегда останется вопрос о том, каким образом такая «неформатная», почти авторская лента попала на экраны наших мейнстримовых кинотеатров. Возможно секрет именно в непозволительном русском названии, а может и просто стечение обстоятельств. Это на 100 процентов французское кино, но его нельзя порекомендовать любителям «Такси» и сериала про жандарма де Фюнеса. Если хотите, это фильм для ценителей, но зато именно они смогут получить от его просмотра полное удовлетворение.

Другие рецензии:  Снежанна Инина

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта