Рецензия на фильм «Монтана»
Режиссер: Александр Атанесян
В ролях: Олег Тактаров, Скарлетт МакАлистер, Нолан Гулд, Игорь Жижикин, Джулиан Кейн, Черес, Джефф Доба, Сьюзан Флинн, Кристин Келлогг-Даррин, Дэвид Лайт, Мэтт Райан, Дэвид Джин Томас, Джесси Уайлд
У этого фильма один диагноз — его саундтрек состоит из песен Григория Лепса.
Черт-те что творится с русским кино, вот честное слово. Только-только выйдет какой-нибудь неплохой фильм, внушающий надежду и веру в то, что еще не все для нас потеряно, как — БАБАХ! — получите сиквел «Иронии судьбы» и еще горсть гош куценок на сдачу. «Монтана» в ту же кучу, только еще хуже.
Чтобы как можно ближе подобраться к сути этого творения, лучше всего начать, как бы это банально ни звучало, с конца. Именно в финальных титрах кроется ключ к пониманию того, что ж за недоразумение такое эта «Монтана». Вся штука в том, что на том месте, где должно стоять имя автора сценария, вписана какая-то абракадабра в кавычках (обратите внимание — в кавычках!). А фильм, у которого даже сценариста толком нет — это уже не фильм, а неизвестно что. Зато кавычки эти проходят тяжелой поступью по всему хронометражу картины.
Начнем, пожалуй, с «сюжета», который здесь присутствует чисто символически. От истории о «хорошем парне», идущего к своей бессмысленной цели с толпой головорезов на хвосте, за морскую милю разит болотной затхлостью. Следом идут «диалоги» — это что-то вообще феерическое! Где еще можно увидеть, чтобы два человека разговаривали на разных языках (русском и английском) и при этом друг друга без проблем понимали? Нет, мы, конечно, привыкли, что в американских, например, фильмах весь мир без проблем разговаривает по-английски, но чтобы так…
Опустив все слишком очевидные мелочи, вроде невозможных реалий, очень странного «повествования» (не забываем кавычки) и невероятнейших «персонажей» (хотя тут тоже много прекрасного, например, главный герой — человек, который уже в десять лет пил пиво во взломанной квартире, а потом дважды сидел в тюрьме, но вдруг оказывается сугубо положительной личностью с сердцем девственной чистоты — не курит, не пьет, детей спасает, стиральные машинки покупает и с плохими парнями борется), переходим к самым главным кавычкам — «актерам». Их «игра» так убога, что даже в отечественные телесериалы про нянек не пристроишь — в школьные новогодние спектакли на потеху родителям, может быть. Все плохо настолько, что однажды наступает момент, когда ловишь себя на мысли, будто самбист Тактаров, уже примелькавшийся в Голливуде, на фоне всего этого безобразия смотрится не так уж и плохо: ну бегает туда-сюда, бормочет что-то себе под нос постоянно, тормозит неуместно — типичный «крейзи-рашн-водка-балалайка». Да и мисс Макалистер тоже вроде играть пыталась. Ну и все, в общем-то.
Режиссер «Монтаны» Александр Атанесян на премьере своего детища не без гордости заявил, что по жанру оно, дескать, фильм-шансон. Сомнительный, право слово, повод для гордости, но речь не об этом. Удивляет, какими соображениями руководствовались неглупые, в общем, наверное, люди в производственной и прокатной компании, сначала запуская съемки этой ленты, а потом развозя ее во все кинотеатры страны? Ведь наверняка знал и режиссер, и вся его команда, что явно не шедевр снимает с постером от «Шоу Трумена»; ведь прекрасно понимали прокатчики, что благодарную аудиторию радио «Шансон» в кинотеатры не затащишь — им пассажиров надо с утра до ночи развозить, а значит и кассу фильм не сделает; так нет же. И ладно бы хоть толика иронии чувствовалась во всем этом — есть где развернуться на фоне бандитских сериалов девяностых, но нет и этого. Самый страшный факт как раз и состоит в том, что фильм делался на полном серьезе и с уверенностью, что снимается «большое кино».
А может все и не так мрачно. Ведь все равно «Параграф 78» еще хуже.