Рецензия на фильм «Обстоятельства»

 

Режиссер: Павел Руминов

В ролях: Елена Морозова, Илья Любимов, Полина Кутепова, Михаил Крылов

Автор: Анатолий Филатов
Жальче всего то, что на полноценный – а не такой, который можно было предвидеть с самого начала – финал Руминову денег так и не хватило, ну да черт с ним. Вместо еще одного Ромеро (сколько, казалось бы, уже можно) мы в этом случае получаем очень искреннюю комедию, которая, впрочем, многим вовсе не покажется смешной, зато знаменует собой долгожданный творческий взлет режиссера и доказывает несогласным на пальцах: Руминов может удивлять не только в том смысле, который обычно огорчает прекраснодушных.

Очевидно, что, являясь самопародией в первую очередь, «Обстоятельства» ехидно высмеивают не только предыдущее творчество Руминова, но и отношение к нему глуховатых масс. Когда один главный герой (повар) говорит другому (бизнесмен): «Ты вечно занятой, со своими постоянными дедлайнами», зал, успевший вдоволь «насладиться» «Дедлайном» 2004 года, близок к истерике. Когда же на экране в экране — явный симулякр, чистая вещь в себе — появляется сам Руминов в роли одноглазого эксперта по зомби и способам борьбы с ними, звучат громкие овации. «Ну сравните себя после работы и зомби. Чем, кроме подавляемого вашей социальностью, желания кого-нибудь съесть, вы от него отличаетесь?», — глубокомысленно произносит Руминов. Зал в восторге. Именно такого, очевидного юмора и не хватало «Мертвым дочерям», чтобы окончательно заслужить полноправный статус шедевра.

Повар Артур (Крылов) готовит концептуальный мультисемейный ужин под названием «Ночь любви», целует замороженную рыбу в губы и любовно шинкует овощи, посыпая их базиликом. В самый разгар творческого оргазма к нему присоединяется бизнесмен Тихон, который, дрожа всем телом, сообщает, что только что прикончил свою жену наградным кубком, уличив ее в измене. Друзья начинают дрожать вместе, и, пока с очередных родов не вернулась жена Артура Лиза (Кутепова) – акушерка и милейшая пьяница в исполнении Полины Кутеповой – решаются сознаться в убийстве. Для этого Артур отправляется домой к Тихону за зубной щеткой («А как я отличу ее от твоей? – Она зелененькая!»), в тюрьме все пригодится. Тихон, желая зарезаться кухонным ножом, встречает явившуюся к трапезе Лизу, чуть позже – в этот раз уже втыкая нож в электропроводку – вернувшегося в состоянии, близком к обмороку, Артурушку, а чуть позже – и бедную Агнессу (Морозова), то ли мертвую, то ли живую.

То, с какой скоростью мелькают на экране настроения и образы – счастливых влюбленных, ревнивца, зомби, инопланетной твари, испуганного до полусмерти обывателя, счастливых будущих родителей – удивляет тем сильнее, чем отчетливее понимаешь: все это буйство снято в одной-единственной комнате и актерскими силами четырех человек под управлением одного небритого молодого человека, который начинал с клипов и рекламных роликов в десяти тысячах километров от Москвы. Тот багаж, который этот парень носит не за плечами, но в голове, выводит профессиональных критиков из себя то назовет себя внеочередной инкарнацией Хичкока, то признается, что весь синопсис «Обстоятельств» увидел во сне, один в один слизанном с «Перемотки» Гондри, то учудит еще что-нибудь, столь несвойственное превозносимой «молодой волне» режиссеров России.

Руминов с «Обстоятельствами» очевидно выигрывает, и вот почему: как и Борис Хлебников, снявший лучший отечественный фильм 2009 года «Сумасшедшая помощь», он умеет смеяться не только над зрителями, но и над собой самим. Смешав зомби-трэш, классическую музыку, творчество товарища по «тандему» Олега Чубыкина, пожилых «итальянцев», изобразительную стилистику YouTube и собственную гениальность, в которой, положа руку на сердце, сомневается только он один, Павел Руминов получил на выходе концентрированную эксцентрику, абсолютный малобюджетный абсурд, в котором каждый может оказаться пришельцем с другой планеты или зомби, если, конечно, ему вовремя не отрубить голову.

То, что в этом дискурсе помимо собственной воли задействованы абсолютно все зрители фильма, они понимают уже после просмотра.


Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта