Рецензия на фильм «Неадекватные люди»

 

Режиссер: Роман Каримов

В ролях: Илья Любимов, Ингрид Олеринская, Евгений Цыганов, Юлия Такшина

Автор: Алекс Экслер
В Москву из Серпухова приезжает некий Виталик (Илья Любимов) — обаятельный мужчина средних лет, который на первый взгляд кажется тихим, воспитанным и даже застенчивым. Он селится в своей собственной квартире, которую, видимо, приобрел давно, но в ней не жил, и устраивается на работу в женский журнал "Хулиганка". Что он делает в этом журнале, непонятно совершенно, но это не играет особой роли.

Прямо за стенкой квартиры Виталика живут мама Юлия (Марина Зайцева) с дочкой-старшеклассницей Кристиной (Ингрид Олеринская) семнадцати лет. У Кристины — явный синдром переходного возраста: она постоянно ругается с матерью, никого не слушается, плохо учится и хочет странного. А всякого правильного — не хочет. Она хочет со страшной силой противиться и дерзить.

Получилось так, что Виталик в какой-то момент подружился с Кристиной. Без затей, без педофилии. Просто подружился. Помогает ей делать английский, изображает "дядю", когда Кристина встречается с придурками-сверстниками. Ну и по просьбе беспокоящейся мамы Юлии приглядывает за Кристиной. По-соседски.

Разумеется, Кристина потихоньку влюбляется в Виталика. Он в корне отличается от ее сверстников: не придуривается, спокоен, уверен в себе и умен. Виталик тоже потихоньку влюбляется в Кристину, но никак это не показывает, ведь она же еще школьница.

Тем временем на работе у Виталика творится полный дурдом. Он — практически единственный мужчина в коллективе, и на него положила глаз сама главред Марина (Юлия Такшина). Марина грязно домогается Виталика, и хотя тот и пытается как-то увильнуть от исполнения своих непрямых служебных обязанностей, но понятно, что добром это все не кончится.

***

Режиссерский дебют Романа Каримова. Вся картина обошлась в сто тысяч долларов — обычно это стоимость простенькой короткометражки или съемки пафосной свадьбы какого-нибудь менеджера среднего звена из нефтянки. Соответственно, фильм очень камерный, фактически спектакль: все действие происходит в трех-четырех помещениях и есть буквально три уличные сцены.

Каримов здесь выступал аж в пяти лицах: он написал сценарий, поставил картину, написал к ней музыку, сделал монтаж и даже снялся в небольшой эпизодической роли (бармен в Серпухове).

Сразу скажу — фильм мне понравился. Вроде ничего особенного — эдакая незамысловатая история, — а сделано очень здорово. Главное здесь — хорошие, жизненные диалоги, общая легкость и натуральность изложения, также тут полностью отсутствуют напыщенность и театральность. Такое ощущение, как будто просто наблюдаешь за кусочком чьей-то жизни. Ну и еще один немаловажный момент: наблюдать за этим реально интересно. Потому что тебе становятся небезразличны эти персонажи, тебя интересует, почему Виталик уехал из Серпухова, что там произошло и кто он вообще такой, ну и что будет с ним и Кристиной.

Илья Любимов в роли Виталика — понравился. Персонаж спокойный, ровный, но вместе с тем в нем чувствуется какое-то внутреннее буйство, от которого Виталик, судя по всему, и пытается избавляться.

Ингрид Олеринская, сыгравшая Кристину, просто поразила! Отличный персонаж — очень яркий, предельно натуральный и искренний. То она ощетинивается как ежик при разговоре с матерью, то она раскрывается чуть ли не мурлыкающей кошечкой в общении с Виталиком — ну просто очень достоверно и талантливо сыграно.

Я поискал информацию о том, кто она такая, и был еще больше поражен! Оказывается, она вовсе не актриса! Ингрид родилась в Рязани, потом училась в лицее в Нижнем Новгороде, затем переехала в Москву и там училась на географическом факультете Педагогического института. В картину девушка попала совершенно случайно — гуляла по Москве, к ней подошла ассистент режиссера и предложила принять участие в кастинге.

Сейчас Ингрид уже собирается поступать в театральный — и это правильно: она, на мой взгляд, прирожденная актриса.

Остальные персонажи заметно менее эффектные. Евгений Цыганов тут сыграл известного психолога, однако выглядел в этой роли, на мой взгляд, чересчур серьезно. Вроде как по сценарию психолог должен был быть более забавный.

Юлия Такшина в роли нимфоманистой начальницы Марины заметно переигрывала. Правда, с ней было несколько реально забавных моментов, но в общем и целом оставила впечатление какой-то явной натяжки.

Очень неплохо сыграли Полина Иосилевич — полненькая подружка Кристины по имени Нина — и Анастасия Федоркова — коллега по работе Виталия по имени Света, у которой не ладится личная жизнь.

Диалоги Каримов умеет и писать, и ставить — такое сейчас очень редко встречается. Если взять процентов 90 современных российских картин, диалоги там — реально ужасны: тяжеловесные, топорные, фальшивые и вычурные.

Здесь же — все хорошо. Причем отдельный комплимент Каримову — он почти не старается делать так, чтобы его персонажи непрерывно хохмили. Наоборот, они разговаривают практически так же, как говорят люди в реальной жизни, и именно это производит очень хорошее впечатление. Симпатичные шутки и хохмы в фильме есть, но они подаются строго дозированно, с ними никак не перебарщивают.

В общем, молодец, Роман Каримов, молодцы актеры и остальные причастные к созданию картины. Лишний раз доказали, что качество фильма не зависит ни от вложенных миллионов, ни от специально поднятой истерики в СМИ, ни от суперзвездных актеров и примелькавшихся медийных физиономий.

Заметьте, Каримов не орал на каждом углу о том, какой он весь из себя гений и новая надежда российского кино, как это делал графоман Руминов, снявший дурацкий и очень подражательный фильм "Мертвые дочери". Он не получал от государства наши с вами 8-16 миллионов долларов, чтобы снять фееричный отстой вроде "Пути", "Запрещенной реальности" или, прости господи, "Кода апокалипсиса". Он просто взял и сделал хороший фильм — буквально за копейки. Очень изредка в российском кино бывает и такое. И жаль, что уж очень изредка.


Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме — жизненно и симпатично
Нужно ли смотреть — вполне можно  

(с) Алекс Экслер www.exler.ru

Полная версия сайта