Дон Кихот (Людвиг Минкус)
Жанр:
Балет в трех актах с прологом
Дон Кихот (Людвиг Минкус)
Жанр:
Балет в трех актах с прологом
В прокате с 11 февраля, 2014
Производство:
Постановка Парижской национальной оперы – сезон 2013/14
В ролях:
Китри - Дороте Жильбер Базиль - Карл Пакетт Эспада - Кристоф Дюкенн Амур - Мелани Юрель Повелительница дриад - Элоиз Бурдон Уличная танцовщица - Лора Эке Подруги Китри - Мари-Солен Буле,
Сара Кора Даянова Дон Кихот - Гийом Шарло Санчо Панса - Уго Вильотти Гамаш - Эрик Монен Лоренцо - Алексис Сарамит Цыганка - Алеистер Маден Герцогиня - Шарлен Жьезанданнер
ПОСТАНОВКА:
Композитор - Людвиг Минкус
Оркестр Парижской оперы
Дирижёр - Кевин Родес
Хореограф и режиссер - Рудольф Нуреев (постановка Парижской национальной Оперы, 1981 год) по Мариусу Петипа
Солисты, артисты балета и миманса, кордебалет Парижской национальной оперы
«Дон Кихот» был впервые поставлен Мариусом Петипа на музыку Людвига Минкуса в 1869-м году и дошел до нас в постановке Александра Горского и других более поздних интерпретациях. На Западе сокращённая версия балета была впервые представлена антрепризой Анны Павловой в 1924-м году, в редакции Горского. В начале 1940-х годов «Дон Кихот» был полностью поставлен Русским балетом Монте-Карло. В 1966-м году, спустя почти сто лет после премьеры на сцене Большого театра, появилась на свет не только, пожалуй, самая сложная и искрометная редакция балета, но и, очевидно, самая близкая к оригиналу: Запад, наконец-то, получил возможность познакомиться с оригинальной петербургской редакцией Петипа 1871-го года. Изначально созданная Рудольфом Нуреевым для Венской государственной оперы со всем вниманием к авторской воле Петипа, в 1981-м году эта версия была перенесена танцовщиком на сцену Парижской оперы, директором которой он стал в том же году. Рассчитанная на уникальные технические и артистические возможности самого Нуреева, эта редакция требует от исполнителей главных партий едва ли не сверхъестественного мастерства и темперамента. Предлагаемый вниманию спектакль 2013-го года этим требованиям прекрасно отвечает. Дороте Жильбер - лучшая Китри современной французской сцены, технически безупречна, жизнерадостна и жизнелюбива до того самого комизма, которым Нуреев обогатил предыдущие редакции балета; Карл Пакетт, напротив, сдержан и не менее безупречным пластическим рисунком своего танца составляет многозначительный драматический контраст Китри. Оба занимают в иерархии танцовщиков Парижской оперы высшую, звездную ступень: Этуаль.
Отдельного внимания заслуживает работа художников, создавших костюмы и декорации – Александра Беляева и Елены Ривкиной. В свое время опыт путешествия по Испании был переработан Петипа в стилистическое единство классического танца. Горский ставил перед собой другую цель: пристально изучая народные испанские обычаи, танцы и костюмы, он добивался достоверности характеров в духе передовых театральных идей своего времени. Не менее ответственно к сценографическим задачам подошли Беляев и Ривкина: под влиянием работ Франсиско Гойи художники создают радужный и на редкость теплый мир испанской культуры, как нельзя лучше выявляющий зрительно-пластические идеи Нуреева.
«Дон Кихот» - особая страница в творчестве Рудольфа Нуреева. Мало того, что партия Базиля была одной из самых любимых для танцовщика, с нее дважды начиналась его жизнь: сначала в Кировском балете в СССР, затем на Западе. Таковым этот балет остается до сих пор: драгоценным основанием мирового классического репертуара.