The Metropolitan Opera: Аида
The Metropolitan Opera: Аида
The Metropolitan Opera: Аида
Грандиозная костюмная постановка Сони Фриссел не покидает сцену Метрополитен уже более тридцати лет. Монументальные декорации в египетском духе, эффектные шествия, балетные сцены – все признаки «большой оперы» налицо. Однако главным в опере Верди остаются человеческие страсти, которым равно покорны рабы, полководцы и цари.
«Аида» Джузеппе Верди – редкий пример того, как опера, написанная «по случаю», завоевала невероятную популярность и зрительскую любовь по всему миру. Сочиненная по заказу египетского хедива, «Аида» была приурочена к открытию Суэцкого канала. Спектакль, показанный в декабре 1871 года в Каирском оперном театре, потрясал воображение – в нем были задействованы всевозможные технические средства и впечатляющие эффекты, которые были доступны на тот момент.
История любви, разворачивающаяся на фоне войны между Египтом и Эфиопией, практически сразу стала популярной и на родине композитора. Итальянская публика через несколько месяцев после египетской премьеры с восторгом встретила оперу, в которой удивительным образом сочетаются грандиозный пафос и пронзительно-нежная лиричность. По прошествии почти 150 лет после премьеры «Аида» продолжает трогать сердца зрителей по всему миру.
С момента американской премьеры в 1884 году «Аида» не покидала сцену Мет, присутствуя в афише каждого сезона, а общее количество представлений давно перевалило за 1100. Нынешняя постановка Сони Фрисселл впервые увидела свет в 1988 году, и в ней успели поучаствовать все звезды прошедших десятилетий. В новом сезоне Метрополитен Опера снова привлекла лучшие силы: заглавную роль исполнит блистательная сопрано Анна Нетребко. Вместе с ней на сцену выйдут Александр Антоненко в роли благородного Радамеса и Анита Рачвелишвили в роли царственной и страстной Амнерис. Для тех, кто пристально следит не только за оперными, но и за балетными новинками, в «Аиде» припасена отдельная «изюминка» – два хореографических номера в постановке Алексея Ратманского, обновившего несколько лет назад танцы в старом спектакле. Классические балетные па отлично поддерживают полагающийся «Аиде» статус «большой оперы» и делают зримыми блестящие музыкальные акценты. За дирижерским пультом – Никола Луизотти.
Краткое содержание
Действие происходит в Египте во времена правления фараонов.
Акт первый
В одном из покоев царского дворца в Мемфисе верховный жрец Рамфис сообщает воину Радамесу, что Эфиопия готовится к выступлению против Египта. Радамес надеется встать во главе войска (ария Se quel guerrier io fossi!... Celeste Aida...). Он влюблён в Аиду, рабыню-эфиопку, которая служит царевне Амнерис, дочери фараона; молодой воин верит, что победа даст ему возможность освободить возлюбленную и жениться на ней. Но Амнерис любит Радамеса; когда все трое встречаются, ревнивая царевна замечает его чувства к Аиде (терцет Vieni, o diletta!). Тем временем гонец сообщает царю Египта и собравшимся жрецам и воинам о приближении эфиопского войска. Фараон назначает Радамеса полководцем (хор Su! Del Nilo al sacro lido); звучит торжественный гимн. Аида разрывается между любовью к Радамесу и верностью родной стране, где правит её отец Амонасро. Ей остаётся только молить богов о милосердии (ария Ritorna vincitor! I sacri nomi di padre, d'amante...).
В храме Вулкана жрецы посвящают Радамеса, и Рамфис благословляет его на защиту родины (Nume, custode e vindice).
Акт второй
Эфиопы потерпели поражение, и Амнерис ожидает триумфального возвращения Радамеса (ария Ah! vieni, amor mio!). Завидев Аиду, царевна отсылает всю свиту, чтобы добиться от своей рабыни правды о ее чувствах (дуэт Tu la sorte dell'armi). Она сообщает, что Радамес пал в битве, а затем открывает свой обман: Радамес жив. Поведение Аиды не оставляет сомнений в том, что она любит Радамеса. Амнерис, уверенная, что победит соперницу, уходит встречать триумфальную процессию.
Возле городских ворот фараон и его дочь воздают честь и хвалу Радамесу и объявляют о начале празднества (Gloria all'Egitto, ad Iside!). За победителем идут пленные эфиопы. Среди них и Амонасро, отец Аиды, который знаками просит дочь не выдавать его и не называть его царем (Nun mi tradir... Ach'io pugnai). Радамес, впечатлённый красноречивой мольбой Амонасро о милосердии, просит отменить смертный приговор пленным и отпустить их на свободу. Фараон исполняет его просьбу, но Амонасро оставляет в плену; затем объявляет, что в награду за победу Радамес получит в жёны Амнерис.
Акт третий
Накануне свадьбы Рамфис сопровождает Амнерис в храм на берегу Нила, чтобы помолиться. Аида, которая ожидает здесь встречи с Радамесом, терзается мыслями об утраченной родине (речитатив и ария Qui Radames verrà!... O cieli azzurri). Внезапно появляется Амонасро. Взывая к её чувству долга, он заставляет дочь дать согласие выведать у Радамеса, каким путём египетское войско двинется на завоевание Эфиопии (дуэт Rivedrai le foreste imbalsamate). Амонасро прячется – появляется Радамес (Pur ti riveggo, mia dolce Aida!). Он клянётся Аиде в любви, они мечтают о своём будущем счастье, и Радамес соглашается бежать с любимой. Аида спрашивает его о пути его войска, и, как только он выдаёт тайну, Амонасро покидает своё укрытие. Эфиопский царь открывает, кто он такой; Радамес в ужасе. Пока Аида и Амонасро пытаются успокоить его, Рамфис и Амнерис выходят из храма. Отцу и дочери удаётся бежать, но Радамес вынужден сдаться жрецам.
Акт четвёртый
Радамес, обвинённый в измене, ожидает суда; он уверен, что его возлюбленная мертва. Даже узнав о том, что она бежала, он отвергает предложение Амнерис спасти его, если он отречётся от Аиды (дуэт Già i sacerdoti adunansi). Когда он предстаёт перед жрецами, то отказывается отвечать на их обвинения, и его приговаривают к погребению заживо. Амнерис молит о милосердии, но судьи непоколебимы. Она проклинает жрецов. Аида тайком пробирается в склеп, чтобы разделить судьбу Радамеса. Они в последний раз вместе и счастливы в своей любви (дуэт Vedi? di morte l'angelo), в то время как Амнерис наверху, в храме, молится за душу Радамеса.
Действующие лица и исполнители:
- Аида - Анна Нетребко;
- Амнерис - Анита Рачвелишвили;
- Радамес - Александр Антоненко;
- Амонасро - Куинн Келси;
- Царь Египта - Райан Спидо Грин.
Над спектаклем работали:
- Дирижёр - Никола Луизотти;
- Режиссёр - Соня Фриселл;
- Художник - Джанни Куаранта;
- Художник по костюмам - Дада Салиджери;
- Художник по свету - Джил Векслер.