Opera national de Paris: Галантные Индии
(Les Indes galantes)
Жанр:
фильм-спектакль, опера
Opera national de Paris: Галантные Индии
(Les Indes galantes)
Жанр:
фильм-спектакль, опера
В прокате с 20 апреля, 2022
Ограничение по возрасту:
12+
(Указанное ограничение по возрасту является предварительным.
Актуальное возрастное ограничение устанавливается Министерством культуры РФ
и публикуется после начала проката.)
Производство:
Франция, 2019
Режиссер:
Клеман Кожитор
Продолжительность:
111 мин.
Можно ли танцевать хип-хоп под музыку барокко? Именно это и происходит в Парижской опере, где в 2019 году художник и кинорежиссёр Клеман Кожитор, хореограф Бинту Дембеле и танцевальная труппа Rualité поставили оперу-балет Жана-Филиппа Рамо «Галантные Индии», впервые увидевший свет в 1735 году. В наше время просвещенческая идея о том, что любовь «дикарей» выше и чище интриг «цивилизации», воплотилась в новаторское зрелище с действием, выплёскивающимся на современную городскую «улицу». При этом сохраняются и эпичность происходящего, и аутентичность звучания.
Признаемся, что имя Жана-Филиппа Рамо (1683-1764) для большинства любителей музыки – не более, чем строчка из учебника музлитературы. Мы знаем о Рамо и другом великом французском композиторе того времени, Франсуа Куперене, как о важных фигурах в истории искусства, но почему-то музыка их итальянских или немецких современников Вивальди, Баха или Генделя нам куда более знакома. Поэтому парижская постановка 2019 года оперы-балета Рамо 1735 года «Галантные Индии» (иначе его название можно было бы перевести как «Любовь в экзотических странах») – редкая возможность услышать замечательное произведение в тщательно нюансированном исполнении оркестра Cappella Mediterranea и хора Намюра под управлением Леонардо Гарсия Аларкона, с великолепным ансамблем солистов – мастеров барочного пения. Музыка Рамо предстает во всем богатстве красок, от тонкого лиризма до мощного симфонизма – как, например, в сценах шторма на море или извержения вулкана.
Но это отнюдь не концертное исполнение, а яркое действо – масштабный театральный дебют кинорежиссера и видеохудожника Клемана Кожитора. Его соавторами стали хореограф Бинту Дембеле и танцевальная труппа Rualité. Здесь под музыку Рамо танцуют экспрессивный хип-хоп то ли на сегодняшней улице большого города, то ли вне времени и пространства, без жесткой привязки к предписанным либретто Турции, Перу, Персии или индейской Северной Америке. Тем самым благостная просвещенческая идея о благородстве любви «дикарей» в их «приютах наслаждений» в противовес циничной европейской «цивилизации» как бы освобождается от колониального груза прошлого.
Одна из кульминаций спектакля, состоящего из пролога и четырех связанных между собой не сюжетно, но общей идеей, картин, – ария принцессы инков Фани «Viens, Hymen» – о ее любви к испанскому конкистадору. Это настоящий шедевр барочного пения от бесподобной французской сопрано Сабин Девьель – под тонкий аккомпанемент флейты в оркестре и изысканный танец темнокожего танцовщика, который будто импровизирует, то вставая на пуанты в кроссовках, то идя «лунной походкой» Майкла Джексона. Как Рамо, вдохновленный почти 300 лет назад зрелищем танца американских индейцев, создал свое произведение в синтезе культур и цивилизаций, так и Кожитор стирает в своем сложном, изысканном и многоплановом музыкальном зрелище все возможные границы искусств и художественных направлений.
Действующие лица и исполнители:
- Геба, Фани, Зима - Сабин Девьель;
- Беллона, Адарио - Флориан Сампе;
- Валер, Такмас - Матиас Видаль;
- Дон Карлос, Дамон - Станислас де Барбейрак;
- Амур, Заира - Джоди Девос.
Над спектаклем работали:
- Дирижёр - Леонардо Гарсия Аларкон;
- Режиссёр - Клеман Кожитор;
- Хореография - Бинту Дембеле;
- Художник - Альбан Хо Ван;
- Художник по костюмам - Войцех Дзедзич;
- Художник по свету - Сильвен Верде.