Трудно представить себе более романтическую оперу, чем «трагическая драма» Гаэтано Доницетти по роману Вальтера Скотта о шотландской девушке, которую обманом выдали за нежеланного, пока любимый был в отъезде, а она в припадке сумасшествия убивает своего мужа – сопровождая это одной из самых знаменитых арий для сопрано во всем мировом оперном репертуаре. Затем она умирает сама, а в следующем акте за ней последует на смерть и ее любимый – разумеется, блестящий тенор.
Постановка Венской оперы 2019 года показывает нам новую, «критическую» редакцию этого признанного шедевра музыки бельканто в элегантном, сдержанном оформлении и в исполнении поистине звездного ансамбля вокалистов.
Каждый человек, хоть немного знакомый с репертуаром бельканто, наверняка знает сцену сумасшествия Лючии из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» – этот «показательный номер» для сопрано. В венской постановке февраля 2019 года, осуществленной под управлением ведущего современного дирижера в этом жанре Эвелино Пидо, известная музыка звучит совсем иначе: в оркестре солирует не флейта, как обычно, а экзотический инструмент стеклянная гармоника; в партии певицы гораздо меньше украшений. Дело в том, что в Вене прозвучала новая, «критическая» редакция знаменитой оперы, призванная реконструировать оригинальную версию Доницетти, очистить ее от поздних наслоений. И каденцию для Лючии заново написал Пидо – в расчете на особенности голоса российской певицы Ольги Перетятько – что также вполне соответствует традиции XIX века.
Для Перетятько это была уже пятая постановка «Лючии ди Ламмермур». «В этот раз она как новая – другие длительности, другие слова, другая практически музыка. Приходилось просто переучивать», – говорила певица в интервью после премьеры.
Главным триумфатором этого запечатленного в видеозаписи спектакля был один из лучших лирических теноров наших дней, перуанец Хуан Диего Флорес, который блистал в звездном ансамбле с Перетятько, замечательным румынским баритоном Джордже Петяном (Энрико) и лауреатом первой премии конкурса им. Чайковского 2011 года, чрезвычайно талантливым южнокорейским басом Джонмином Парком (Раймондо), который завоевывает в последние годы одну мировую сцену за другой.
Режиссер Лоран Пелли и художник Шанталь Тома создали спектакль, ориентируясь на эстетику немого фильма Жана Эпштейна «Падение дома Ашеров» (1928 год, по рассказу Эдгара По) – зловеще-загадочная атмосфера в сдержанных черно-белых формах, которые взрывает ярко красными пятнами кровь, пролитая Лючией. Новым в трактовке образа главной героини стало то, что в этой постановке она с самого начала оперы показана как душевно больная – в таком случае ее приступ, приведший к убийству, видится авторам спектакля более логичным. И актерски, и вокально Перетятько осуществила этот замысел весьма убедительно.
Действующие лица и исполнители:
- Энрико - Джордже Петян;
- Лючия - Ольга Перетятько;
- Эдгардо - Хуан Диего Флорес;
- Раймондо - Джонмин Парк.
Над спектаклем работали:
- Режиссер - Лоран Пелли;
- Дирижер - Эвелино Пидо;
- Художник - Шанталь Тома.