Из «Алисы в стране чудес» мог бы получиться замечательный, превосходный фильм. Чудесатый и чудесатый, и чем дальше — тем страньше и страньше. Тем более и больнее жаль, что никакого фильма не получилось вообще.
Глупо и неуместно говорить здесь и сейчас о том, как именно и за какую сумму в свободно конвертируемой вал. Продался Тим Бертон всемогущей, но, тем не менее, ощутимо дышащей на ладан корпорации «Дисней». Не в этом дело: в конце концов, если талант не оплачивается, он всегда ищет место потеплее, глупо это мусолить. Но вот о том, что он потерял с этим переходом, говорить мы должны и обязаны.Там, где в «Суинни Тодде» мы видели черную завесу готики, как канву, удачно маскирующую чудовищного размера дыры в сюжете, в «Алисе» мы не видим ничего: провал. Это как если бы после двухчасового просмотра телеканала, простите, MTV, вам сказали бы: «Только что вы просмотрели новый фильм известного режиссера, а также номинанта Тима Бертона». Вы в состоянии связывать трехминутные клипы в одно целое на протяжении долгих, мучительно тягучих часов? Вот и я нет.
Еще раз, совсем откровенно: фильма перед нами нет. Есть набор картинок, красивых — да, глупых — может быть, чудовищных — временами, идиотических — очень возможно. Картинки есть, они мелькают с невообразимой скоростью, опережая пресловутые 24 кадра в секунду, но из них все равно — снова и упорно — не получается приличное кино. «Алиса» Тима Бертона отвратительна уже хотя бы тем, что ни один человек в зале, наблюдающий сцену знакомства с тем же Обсолемом, не вспомнит — никогда и ни за что — причину и мотивацию героини, появившейся в этом месте здесь и сейчас. И вот так здесь везде: нить сюжета отсутствует абсолютно, сцены нанизываются друг на друга, словно подчиняясь язвительному издевательству — расчетливому, продуманному и злому. Ты ждешь Шалтая-Болтая, а появляется Брандашмыг. И сносит все на своем пути. И калечит. И убивает. Чтобы пропасть через полминуты. Примерно так.
Естественно, надо принимать во внимание тот факт, что и оригинальная книга Льюисса Кэрролла не отличалась очевидной логикой и жестко установленной структурой. Но на смену чудаковатостям замечательного математика, маскирующим предельно откровенную плоть сумасбродства, Бертон привел какую-то невнятную гниль, вроде бы как срисованную с первого издания «той-самой-Алисы». Думайте сами, решайте сами: говорить ли спасибо за с грехом пополам ожившую иллюстрацию полуторавековой давности? Оно вам надо?
Мне не понравился «Труп невесты», но я восхищался «Суинни Тоддом». Я недолюбливаю «Кошмар перед Рождеством», но я готов падать и молиться при каждом упоминании «Сонной лощины». Я тысячу раз срывал голос в спорах за «Планету обезьян», но на моем среднем пальце всегда написано «Бэтмен», и это — окончательный аргумент.
А про «Алису» я даже спорить не буду. Это просто смешно. Эй, ты, кино, съешь волшебную печенюшку — может быть, твой рейтинг в моих глазах вырастет хотя бы раз в десять.