ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ («Идти», т.к. это просто лучший фильм года)

Рецензия на фильм «Американец»

 

Режиссер: Антон Корбайн

В ролях: Джордж Клуни, Виоланте Плачидо, Текла Рютен, Паоло Боначелли, Ирина Бьерклунд, Бьёрн Гранат, Йохан Лейзен

Автор: nitzer

Маркетологи с чего-то решили рекламировать «Американца», как «боевик о наёмном убийце». Что ж, у верхоглядов для этого есть все основания. Главный герой фильма действительно зарабатывает на жизнь убийствами (иногда, правда ему для этого «не приходится даже спускать курок»). На него в самом деле ведут охоту недоброжелатели, и в первых же кадрах фильма мы увидим перестрелку сразу с тремя трупами. Наконец, мы до самой развязки (а может, и после неё) будем пытаться угадать, выживет ли герой, сыгранный Джорджем Клуни, или погибнет.

Закормленный голливудской «жевачкой», зритель привык к тому, что такие сюжеты обставляются всё ускоряющейся динамикой, клиповой нарезкой. Необходимость ускорения действия уже настолько стала догмой, что нередко создатели модных боевиков вынуждены искать другие методы визуализации «сверхзвукового» экшна. Вот и появляются в серьёзных, казалось бы, лентах (взять тот же «Револьвер») откровенно анимационные вставки, не говоря уже о зашкаливающем количестве «обычных» спецэффектов.

«Американец» совсем не такой. Эпизоды со стрельбой и погонями здесь показаны так, как в другом фильме живописались бы усилия гончара по созданию керамической вазы. Вполне рутинная работа. «У вас руки труженика, а не творца», — неспроста скажут о главном герое. Кроме того, линия «стрелялок» здесь отнюдь не основная.

В этой связи, не удивительно разочарование многих зрителей, массово покидающих просмотр «Американца». Их просто обманули рекламщики. Очень камерный, до мозга костей европейский (вопреки названию) и до последнего кадра авторский фильм просто нечестно было подавать под соусом «триллера». Странно другое: настроение «неформатных» для этого кино зрителей почему-то передалось и весьма серьёзным критикам, мнение которых я привык считать как минимум значимым. Фильм многие из них поспешили окрестить «провальным».

У меня лично было ещё несколько своих оснований идти на просмотр с предубеждением. Дело в том, что режиссёр картины – Антон Корбайн — известен мне с раннего отрочества, не только как автор самых любимых клипов Depeche Mode, Ника Кейва,  но и как Художник, во многом создавший сам стиль этих исполнителей. А его короткометражка «Strange» на основе корбайновских же клипов «депешей», полностью снятая в монохроме на Super-8 (почему-то не входящая в официальную ФИЛЬМОГРАФИЮ), до сих пор кажется мне величайшим шедевром музыкального видео – честным, наивным и стильнейшим в мире.

В результате я так и не решился сходить на просмотр его первого «большого» фильма – «Control». Даже DVD лежит с немым укором нераспечатанным на верхней полке стеллажа с видеоархивом. Очень не хотелось испытать разочарования, если вдруг лента не впечатлила бы. Однако, пропускать ВТОРОЙ полнометражный фильм Мастера («Linear» с поздним U2, которые, по-моему, просто не успели вовремя уйти, не в счёт) я просто не мог.

И «Американец» не подкачал! Просто абстрагируйтесь от ложных посулов кинопрокатчиков. Это не «медленный Борн», а современный Достоевский со стильным видеорядом. Понятно, что и Фёдор Михайлович не для всех. Но, если Вас хоть сколько-нибудь впечатляет его творчество, то это кино – Ваша мечта. При желании здесь можно легко увидеть всех основных персонажей главного наследия Достоевского. Только, по счастью, Раскольников не будет невменяемым мямлей и глушить станет не беззащитных старух, а весьма неприятных (по большей части) типов. Сонечку Мармеладову сыграет НАСТОЯЩАЯ дочка самого Комиссара Каттани (и поверьте: Виоланте Плачидо унаследовала всю породу отца). Вместо казённого Порфирия Петровича мы увидим весьма фактурного священника. А взамен «свинцовых мерзостей российской жизни» — прекрасные пейзажи маленьких городков Италии. Стоит ли говорить, что Корбайн проследил за тем, чтобы практически каждый кадр фильма словно просился бы в альбом авторских фотографий? Неожиданно мало в картине музыки, но там, где она всё-таки слышится, поражаешься точности и красоте звукового сопровождения действия.

Всё это позволяет мне искренне рекомендовать картину всем достойным её зрителям для НЕОДНОКРАТНОГО просмотра. А себе – распечатать, наконец, «Control».


Полная версия сайта