Рецензия на фильм «Австралия»
Режиссер: Баз Лурман
В ролях: Николь Кидман, Хью Джекман, Дэвид Уэнэм, Брайан Браун, Брюс Спенс, Джек Томпсон, Яцек Коман, Билл Хантер, Джон Джаррэтт
Гигантомания – с этим диагнозом Базу Лурману ни один психиатр не ошибется. Кто такой, если разобраться, мистер Лурман? Многоопытный, но не слишком-то плодовитый автор одной молодежной драмы, в которой слюни от экстази вытираются кружевными платочками, одного нереально красивого мюзикла, в котором хорошие актеры отвратительно поют дурацкие песни и еще пары фильмов, которые даже у него на родине мало кто видел. Когда такие люди берутся за киногимн своему континенту, то и дело вспоминают в интервью «Унесенных ветром», с забавным акцентом бормочут про «великую любовь», «детские воспоминания», «украденное счастье» и «потерянное поколение», хочется перекреститься и обильно плевать через левое плечо. Тем удивительнее, когда в результате бормотание оказывается не лишенным здравого смысла, в лучших моментах «Австралии» хочется встать с кресла с максимально одухотворенным лицом, истово вглядываясь в нарисованный горизонт, а «Унесенные ветром» — надо же — помянуты вовсе не к ночи. Последнее не великое, но большое кино старой закалки, «Австралия» вовсе не обязана вам понравиться. Но учтите: таких фильмов больше не будет никогда.
Сейчас так уже не снимают: «Австралия» — очень старомодная, даже ретроградская вещь. Максимально стереотипичные персонажи, постановочная солянка из всего, что оказалось под рукой, выцветшие краски и удивительно немодная музыка. Более того, здесь до сих пор всерьез доверяют символизму (темнокожий мальчонка, например, останавливает целое стадо перепуганных коров, едва ли не поговорив с ними на их наречии), не чураются замшелых вестерновских традиций и мешают комедию в духе «Крокодила Данди» со стилизацией картинки на уровне «Мстителя». До кучи – кусочки Второй Мировой (и это по соседству с «Операцией Валькирия»), австралийские же актеры, влюбленные в зеленый континент, любовная история, прямиком отсылающая в 90-ые, к мягкообложечному говночтиву за авторством троечников с литфака… Хватит на расстрел, при наличии моратория – на пару пожизненных по сложению сроков.
И все же «Австралия» всячески рекомендуется к просмотру. За то, что Хью Джекман и, пожалуй, в первую очередь Николь Кидман находятся в своей лучшей форме. Сила и красота, мощь и грация, грубость и нежность, сталь и фарфор, — такой банальный и сторазвиденный тандем отыгран максимально слаженно, чуть ли не хрестоматийно. Можно сколько угодно пенять Николь на то, что вот уже долгое время все ее фильмы пролетают мимо кассы в самом буквальном смысле слова, но в «Австралии» она незаменима: от нежной до смешной, сильная и удивительно прекрасная. Доходит до того, что когда бородатый Джекман в ковбойской шляпе тянет к ней свои волосатые руки, хочется шипеть сквозь зубы: разобьешь, гнида! Она же фарфоровая! В этом нет ни капли издевки: давно у Кидман не было столь женственных теплых персонажей, которых в первую очередь хочется обнять, а потом уже все остальное: «Вторжение», «Переводчица» и «Золотой компас» на эту роль, конечно же, не тянут.
Если взглянуть отвлеченно, то оказывается, что дело даже не в Николь с ее укрощением Росомахи, а в искренней преданности самого Лурмана своему материку, его детском желании донести эту любовь до каждого, чего бы это ни стоило. Отсюда и гигантизм, и желание впихнуть четыре, а то и пять фильмов в один сеанс, и аутентичность всего на свете – от дикарей до буйволов и, простите, кенгуру, и трагичные страницы истории по соседству с бесчувственным, чисто эстетским подходом к видеоряду. Столь горячее желание ослепить и восхитить служит «Австралии» плохую службу, но оно же и дает ей пропуск в историю: такого наивного и честного подхода мы вряд ли когда еще дождемся.