Рецензия на фильм «Бэтмен: Начало»
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Морган Фримен, Гарри Олдмен, Кен Ватанабе, Рутгер Хауэр
Человек-Паук: А что здесь можно думать. Был мальчик, потом вырос. Стал вот не мальчиком, но мышью!
Доктор-Пилюля (картавя): С точки зрения психиатрии мальчик тяжело болен. Травма детства, потеря родителей. Теперь думает, что он мышь. На лицо прогрессирующий мышизм. Я рекомендую постельный режим.
Человек-Паук (опасливо): Доктор, скажите, а вот если кто-нибудь, неважно кто, считает себя Пауком, это нормально?
Доктор-Пилюля: Вполне. Это в порядке вещей.
Когда я шёл на просмотр фильма «Бэтмен: начало», я надеялся испытать что-то вроде: «Да, это не так уж и плохо». Будь на моём месте какой-нибудь романтик, так он бы ждал только одного, а именно: «О! Так вот как оно начиналось!». Но я другой. По мне время супер героев давно прошло, и разные сиквелы да приквелы к уже состоявшимся фильмам – это не попытка поддержать легенду, а лишь очередной «гастрольный чёс» по миру.
Впрочем, это лично моё мнение, возможно, когда Кристофер Нолан брался за съёмки этого фильма, он действительно ставил самые высокие задачи. Я даже могу представить, как он сидел в своём роскошном пентхаузе и только и думал, как же ему развить легенду о Бэтмэне.
А она действительно очень интересна. Впервые Бэтмен появился на экранах наших телевизоров ещё в 40-х годах прошлого века и стал культовым персонажем. Он опередил самого Супермэна на целых двадцать лет, а это, скажу я вам, чего-то да стоит. Наибольшей популярности Бэтмэн достиг благодаря двум фильмам Тима Бёртона, в своих далёких 80-х он наглядно объяснил чем Человек–Мышь отличается от всех остальных звёздных мышей (Микки Маус, Джерри) и создал моду на шапочки с ушками и чёрные плащи. Потом к теме Бэтмена пришёл другой режиссёр Джоел Шумахер. Он ничего не создал. Единственное, что запомнилось из его сиквела, так это Шварценеггер в роли злодея. Губернатор Калифорнии, между прочим! И вот теперь новая попытка возродить легенду – Кристофер Нолан. Как всё начиналось.
Съёмка приквелов – это лишь на первый взгляд лёгкое дело. Да, практически всё уже придумано, основные персонажи разработаны, остаётся только снимать сливки, копаясь в прошлом героя. Но и здесь есть свои тонкости. Фильм должен иметь прочную связь с настоящим, объясняя что да как повелось. С другой стороны необходимо, чтобы это было сделано легко и оригинально. Думаю, и Кристофер Нолан знал об этом. Просто он немножко переволновался. И потому пол фильма мы смотрим на начало.
Трудное детство поиски себя – Гималаи. А вторую половину на подросшего да возмужавшего Бэтмена, спасающего мир. Попутно мы узнаём всё о личной жизни героя. От биографии родителей (добрые миллиардеры, пришедшие в народ), до того, откуда взялась маска Бэтмена (заказана в Китае(!) тиражом в десять тысяч штук). Кто-нибудь удивлён? Лично я немного числом масок. В остальном же, всё скучно и предсказуемо.
Злодей. Некий Рас Аль Гул. По совместительству бывший наставник Бэтмэна Имечко, то вполне злодейское. А с виду так обычный парень. Щупальца где? Нет щупалец! Руки, ноги, даже улыбка. Подумаешь, город решил уничтожить, с кем не бывает. Это ведь комикс и персонажи здесь должны быть яркие и запоминающиеся. Бэтмэна – то запомнить нетрудно, а больше и некого! Герои появляются вдруг, вдруг говорят что-нибудь и собственно так же вдруг исчезают. Тот же Рас Аль Гул. Пришёл, увидел и … Пропал! А Рэйчл Доуз, претендующая на руку и сердце героя? Что есть она, что нет. Театр одного актёра.
Потому может, стоящие кадры запоминаются так хорошо. К примеру, сцены погонь сняты весьма красочно. Прыгающий по крышам бэтмомобиль – это нечто. Человек–Паук бы обзавидовался. Впрочем, похоже на этот момент фильма и был спущен основной бюджет. И потому нам приходится слушать длинные монологи и диалоги. Что ж, любишь кататься на бэтмомобилях, люби и саночки возить…
Что касается самого Бэтмена, то Кристиан Бэйл со своей задачей справился. Да, именно таким я и представлял человека-мышь – в меру мужественным, немного сумасшедшим, капельку ироничным. А вот корни у Бэтмэна явно русские. Слишком уж он надеется на наше родное «авось». Навсегда запомню, как спасая заключённого, он уничтожил человек сорок охранников плюс дом, где тот самый заключённый находился. Похоже, выжил там только Бэтмен. Впрочем, это ведь комикс, у этого жанра свои законы. Хотя справедливости ради надо сказать, что Критстофер Нолан во многом отошёл от комикса. Добавил серьёзности, а вместе с ней и скуки. Ну уж как получилось…
Что в итоге? Мир спасён – и это плюс. А то, какой ценой это сделано, так все знают – 145 миллионов долларов. Не больше, не меньше. Думаю, ещё задолго до начала съёмок был рассчитан доход, который принесёт этот фильм. Коммерческая машина Голливуда работает исправно, поставляя на большие экраны картины серийного производства. Истории об одиночках, борющихся за спасение мира хорошо продаются. Тем более о таких легендарных, как Бэтмэн. Где, вы спросите, здесь романтика? А где вы видели слово «романтика» на этикетке? «Бэтмэн: начало» всё есть. Когда выходишь с фильма, внутри ничего не остаётся. Будто и не было два часа кино.