Рецензия на фильм «Подмена»
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Анджелина Джоли, Эми Райан, Джон Малкович, Колм Фиори, Девон Герхарт, Рики Линдом, Джеффри Пирсон, Зак Миллз, Джеффри Донован, Майкл Келли, Питер Брайтмайер, Уильям Чарлтон, Райан Кутрона
«Подмене» слишком многое приходится доказывать. Что ее психушка лучше чем психушка «Прерванной жизни», в которой Джоли уже довелось побывать. Что ее копы еще отвратительнее и продажнее, чем в «Секретах Лос-Анджелеса». Что она не только не слабее «Гран Торино» того же Иствуда, с которым выходит на экраны ноздря в ноздрю. Что Анджелина Джоли – это чуть больше, чем зловещий триколор белый-черный-красный (лицо-глаза-губы) и мешок с костями. Что ее дети-убийцы – самые правдивые дети-убийцы на свете, и от одних их монологов леденеет в жилах кровь. А все потому, что одному старому хрену, поборнику высокой морали и нравственных обличений, обладателю пламенных моторов во всех нужных местах, не сидится на месте даже в восемьдесят.
«Подмена», как регулярно напоминает Иствуд, основана на реальных событиях. Этим сегодня никого не удивишь, да дело и не в этом. Будь сценарий выдуманным от первого до последнего слова, это не изменило бы ровным счетом ничего. Так уж получилось, что мир жесток, властьимущие корыстны и подкупны, одинокую женщину обидеть может каждый, а некоторые дети – суть маленькие дьяволы во плоти, и только вера с надеждой для многих остаются единственным якорем, не дающим уйти в пучину греха и безумия. Для того, чтобы понять это, достаточно за всю жизнь прочесть одну-единственную книгу, название которой общеизвестно. Но чем бы занимался Клинт Иствуд, если бы все прочитали и все поняли?
История несчастной дамочки Колинс, у которой сначала похитили сына, а потом попытались подсунуть другого, руководствуясь чуть ли не принципом «Однако во время пути собака могла подрасти», обильно выжимает слезу. Происходит это не в последнюю очередь потому, что самих этих слез на экране целый океан: Анджелина Джоли плачет, не переставая, и одним этим да диким первобытным мэйкапом, делает всю свою роль. Никто, конечно, не станет утверждать, что женщина, лишившаяся единственного ребенка, должна оставаться кремнем. Но тоска и боль многолики, у страдания миллионы лиц, у слепой веры – и того больше, и для того, чтобы они проявились с мало-мальской достоверностью, одной неуравновешенной психики да косой гримасы недостаточно. При всем этом, к повзрослевшей Джоли и требования предъявляются выше на порядок, так что совсем уж отчаиваться поклонникам не стоит: в конце концов, ее бесхитростному усердию можно только позавидовать. Точно так же Клара Боу (если кто еще помнит такие имена) раз за разом рисовала себе одинаковые глаза и губы и оставалась самой продаваемой актрисой планеты, не меняя ни мимики, ни жеста. Кончила, правда, плохо, ну да речь не о ней.
Кино Иствуда можно, вероятно, считать образцом «нравственного реализма»: упорно, как асфальтоукладчик, он, вооружившись менторским мегафоном, пытается донести с экрана свои правила жизни. Неслучайно, конечно, его правила совпадают с тем, что принято считать христианской моралью, и уж совсем не случайно чуть ли не единственным истинным помощником несчастной матери становится местный пастор, сыгранный Джоном Малковичем, то есть – выше всяких похвал. Все это само по себе здорово, но место старомодной и откровенно стилизированной «Подмены», скорее, в постоянной и заслуженной экспозиции, чем в зале действительно современного искусства. Уйдет Иствуд – и подобное кино уйдет вместе с ним, но, возможно, не в последнюю очередь благодаря им ценности как раз и останутся.