Хостельная резня циркулярной пилой

Рецензия на фильм «Граница»

 

Постер фильма

Режиссер: Ксавье Жан

В ролях: Карина Теста, Самюэль Ле Бьян, Эстель Лефебур, Орельен Виик, Патрик Лигар, Давид Сарасино, Мод Форже, Шем Дамани, Амели Дор, Адель Беншериф, Жоэль Лефрасуа, Жан-Пьер Жорри, Эрве Берти, Янник Даан

Автор: Алексей Коропский

«Граница» — образцовый слешер, снятый в строгом соответствии со всеми канонами этого сверхпопулярного нынче субжанра. Этот фильм можно было бы прилагать в качестве наглядного пособия к учебнику «Слешеры для начинающих и продолжающих», если бы таковой существовал.

Полнометражный дебют французского режиссера Ксавье Жана по какой-то странной причуде кинопрокатчиков попал на наши экраны уже после второго его фильма — американской работы «Хитмен». Конечно же, это не могло не поставить на «Границу» клеймо «от создателя „Хитмена“», но вместе с тем этот же факт позволил нам увидеть, насколько разнопланов этот молодой режиссер. Если, конечно, за разноплановость принять способность работать по лекалам признанных мастеров.

Придумать что-то новое в каком бы то ни было популярном жанре очень сложно. Что уж говорить о слешерах, где практически каждый второй фильм из тех, что на слуху, можно назвать современной классикой — все приемы здесь уже давным-давно отработаны и допускают разве что небольшую разницу интерпретаций, возведенную в степень изощренности фантазии создателей. Из-за этого, чем больше выходит новых кроваво-мясных хорроров, тем больше они напоминают дайджесты из уже виденного. «Граница» в этом ряду, все-таки, наверное, увы, не исключение. Здесь совершенно несложно заметить едва ли не прямые цитаты из «Техасской резни бензопилой», «Хостела», «Пилы», «Спуска» и прочих ярчайших представителей жанра.

Другой вопрос, что даже дайджест нужно собирать умело, и тут к мсье Жану претензий нет. Очень уверенно он расставляет в своем фильме излюбленные приемы слешеров, в нужных местах запуская фонтаны крови, уместно вводя хирургические эпизоды и развешивая на стальных крюках законсервированные человеческие туши. Что уж говорить о персонажах-жертвах — трех парнях и одной девушке (ведь это слешер!) — они стали бы победителями в конкурсе на отсутствие инстинкта самосохранения. Что? Маньяк сбросил вас вместе с машиной с моста? Конечно же, нужно бежать в заброшенную шахту! Вот там под потолком шахты есть какая-то очень узкая дырка, которая непонятно куда ведет — нужно обязательно лезть в нее! А уж если по пути попадаются всякие двери и газовые камеры — в них непременно нужно входить, делая при этом как можно больше шума. Это слешер, друзья.

Отдельных слов достойны персонажи-маньяки: каннибалы-нацисты — этот вам не хухры-мухры. Вся «веселая семейка» состоит из вполне ожидаемого набора типажей: толстый мясник, дородный вышибала, злобный мужик, одна девушка-секси и две лохуши, престарелая парализованная «мама» и еще по мелочи, «детки» всякие, из японских ужастиков сбежавшие. Зато вот глава семьи очень колоритен: престарелый нацист с выправкой ветерана сцены провинциального театра, вещающий проникновенным басом, пересыпая свою речь вставками на родном немецком. Еще бы чуть-чуть и с таким набором персонажей получилась бы отменная треш-комедия, но это слешер, друзья.

Что же до самого главного «лакомства» — всевозможных анатомических подробностей и детализированного живописания различных этапов разделки тел и приготовления жаркого из человечины, то тут Ксавье Жан не так откровенен, как мог быть. То и дело отводя взгляд с нужных деталей, он чаще концентрируется на эмоциональных переживаниях героев, чем на натуралистичных деталях. Поэтому, например, перерезание ахиллесовых сухожилий здесь выглядит не так до-мозга-костей-прошибающе, как в том же «Хостеле». Хотя, вот сцена с циркулярной пилой все равно шикарна, равно как следующая за ней сцена с взрывающейся головой.

Самое же интересное обнаруживается, если чуть-чуть покопаться в сюжетной составляющей фильма. Ведь совсем не случайно он начинается со сцен массовых протестов на улицах Парижа — студенты протестуют против одерживающей победу на выборах ультра-правой партии, а наши герои, будущие жертвы, пользуясь этим, награбливают пару сотен тысяч евро на мелкие расходы в Голландии. А жертвам мы привыкли сопереживать и их жалеть, ведь они «хорошие». Но в «Границе», и это, похоже, главная шутка Жана для внимательных зрителей, расклад таков: главные герои — бунтари и грабители — убегают от ультра-правых победителей выборов и попадают в лапы к ультра-правым же маньякам — нацистам-каннибалам. И кто здесь «хороший»?

Несомненно, создавая «Границу» Ксавье Жан вложил в нее много своеобразной иронии — это такая характерная черта постмодернизма, дитятей которого фильм является на все сто. Ловко жонглируя штампами, клише, законами и правилами жанра и целыми киноцитатами, француз-дебютант складывает из всего этого картину, которая, скорее всего, будет благосклонно встречена ценителями. Опытные циники будут непременно хихикать почти весь фильм, чувствительные натуры или даже любители жанра с тонкой душевной организацией могут в некоторых местах испугаться, а в некоторых — зажмуриться от отвращения и останутся от фильма под впечатлением. Конечно, не шедевр, но и явного неприятия «Граница» не вызывает, а значит вполне заслуживает просмотра, если вы подходите под все стандартные требования к зрителям такого рода фильмов.

Kino.vl.ru благодарит кинотеатр NewWave Cinema за возможность побывать автору рецензии на премьере фильма "Граница".

Другие рецензии:  Снежанна Инина,

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта