«Лишняя классика» («ИДТИ», только если уже ДАВНО не смотрели костюмированные постановки)

Рецензия на фильм «Золотой век 2007»

 

Постер фильма

Режиссер: Шекар Капур

В ролях: Кейт Бланшетт, Клайв Оуэн, Джеффри Раш, Эбби Корниш, Том Холландер, Саманта Мортон, Эдди Редмэйн, Рис Иванс

Автор: nitzer

Крэйг Армстронг не просто очень хорош. Он один из немногих, кому удаётся настоящая «неоклассика» без пафосности и злоупотребления доступными ресурсами. Обладание в домашней фонотеке 1-2 дисками этого композитора заставит именно так думать любого ценителя саундтрэков. Но, стоит вам увлечься коллекционированием произведений маэстро, разочарование неизбежно. Замечаешь, что лучшие фрагменты кочуют из мелодии в мелодию, неизбежно девальвируясь. Словно художник имеет в распоряжении пусть и мастерский, но весьма ограниченный набор приёмов. 

Сродни упомянутым и причины, не позволяющие восхититься «Золотым Веком», хотя объективно в активе картины целый ряд достижений. 

Здесь и умница Кейт Бланшетт в очень неходульной роли Елизаветы. Мы увидим не венценосную особу с парадного портрета, не безупречный символ нации, а несчастную по большей части, а временами и вовсе потерявшуюся в сомнениях женщину. 

Хорош и Клайв Оуэн, прочно утвердившийся в силу последних ролей в образе супергероя в «Золотом веке» он доказывает неподвластность своего амплуа временным координатам. Его Уолтер Рэйли не увлекается поеданием полезных овощей (напротив знакомит аристократов с заморским табаком).

Он не спасает грудных детей (наоборот делает королевской фрейлине весьма не ко времени своего). Не остаётся даже верен Женщине своей Мечты (по крайней мере, не телом). Но с первых кадров его появления в картине («на Вашем пути была лужа») мы понимаем, что вот он супермен Золотого Века, который спасёт весь Мир. И он не обманет наши ожидания! 

Саманта Мортон великолепна в роли Марии Стюарт — воплощения оскорблённого достоинства, готической мечты всех заговорщиков … 

Костюмы фееричны, сцены сражения на море выигрышны, декорации сложны, «мессидж» понятен… 

И всё же, фильм разочаровывает. Виной ли тому нехватка действия? Или невнятность стилистики (неуверенная балансировка между драматичностью и историчностью)? Возможно, как и в случае с саундтрэком, картину губит именно отсуствие драйва, прорывности или хотя бы лёгкой новизны в экранизации практически классической истории? 

В результате возникает вопрос: ЗАЧЕМ было снимать всего лишь «ещё одну» историческую драму? Тем более не достигающую ореола величественности «исторических» эпик Золотого Века КИНО? Готовый результат кажется больше похожим на дипломную работу старательных студентов, оживляющих стереотипы на заданную тему. Или на телепостановку… Всё становится ясным, когда обращаешь внимание на персоналии режиссёра. Ведь отснял картину Шекар Капур, индус по происхождению, упорно воссоздающий свои представления бывшего сателлита о метрополии. Впрочем, его более ранние инсталляции такие, как «Четыре Пера», впечатляли больше. 

Остаётся считать, что весь проект был задуман для того, чтобы маэстро Армстронг в очередной раз «пристроил» свои типичные, уже почти что «лего»-гармонии. Кто бы подсказал иным художникам притормозить и посвятить время медитации в ущерб излишней плодовитости?

Другие рецензии:  Анатолий Филатов, Олег Анохин,
Полная версия сайта