Рецензия на фильм «Горбатая гора»

 

Режиссер: Энг Ли

В ролях: Хит Леджер, Джейк Гилленхаал, Рэнди Куэйд, Энн Хэтэуэй, Мишель Уильямс, Грэм Беккел, Дэвид Харбор, Кэйт Мара, Роберта Максвелл, Питер МакРобби, Анна Фарис, Линда Карделлини, Скотт Майкл Кэмпбелл

Автор: Алексей Коропский

Банальная и простая история любви, каких каждый из нас видел сотни и не только в голливудском исполнении, уже успела собрать значительный «урожай» различных кинематографических наград. Можно долго спорить о том, по каким критериям и суммам раздаются эти награды, но одно очевидно – что-то здесь не так. Либо фильм действительно чертовски хорош, либо в нем есть что-то, привлекшее столь показное внимание всех кинокритиков мира.

На фоне великолепных пейзажей, среди раскидистых лугов, у подножия вершины горного хребта, напоминающей горб, разворачивается романтическая история знакомства двух ковбоев Энниса Дель Мара и Джека Твиста, нашедших сезонную работу в хозяйстве, занимающемся разведением овец. Тогда, расставшись, казалось, на пике своего бурного романа, герои еще не осознавали, что их знакомство станет самым главным в их жизни. И гора Горбатая, величественно воздымающаяся над цветущими лугами, станет молчаливым свидетелем и символом этих чувств длиною во всю жизнь.

В «Горбатой горе» есть все, что есть в каждой любви: трепет первого поцелуя, страстность первого секса, невыносимость разлуки, глупость ревности, боль утраты… Кажется, что чувства реальны настолько, насколько они вообще могут быть реальными в нашем прагматичном мире. В такую чистую любовь хочется верить, хочется жить и дышать ей. Но, почему-то фильм оставляет после себя совсем другие эмоции. И дело даже не в игре актеров, работе оператора или режиссера – все они справились со своей задачей на должном уровне. Дело, наверное, в том, что уж слишком в фильме «все как в жизни», все естественно и без художеств.

Композиционная модель картины не нова, но весьма уместна. Фильм смонтирован так, чтобы полностью отразить чувства и переживания, жизнь героев. Когда все хорошо, плавно и красиво в жизни, также ровно и плавно идет повествование – иногда неспешно, иногда даже увлекаясь созерцанием, но всегда красиво. Когда судьба разводит Энниса и Джека, раздваивается и повествование, все больше напоминая флэшбэки, вспышки в памяти. Ближе к последней трети повествование окончательно «разваливается» на отрывки, какие-то куски воспоминаний. Также, как и «разваливается» эмоционально жизнь обоих героев: живя не своей жизнью от встречи к встречи, довольствуясь близостью дважды в год, они не в силах что-либо изменить. В материальном мире нет места духовному: либо работа и средства к существованию, либо свидание с любимым человеком и неопределенность – третьего не дано.

Пожалуй, самое яркое впечатление от фильма оставляет музыка. Неземной чистоты гитарные мелодии Густаво Сантаолаллы и наполненные незамысловатым смыслом песни западают в душу, не давая шанса остаться равнодушным. Красивые пейзажи, высокие чувства, жестокая реальность – все это существует только на фоне музыки, каждой нотой цепляющей какие-то струны души. Лишь музыка и, быть может, последняя фраза…

В фильме практически не затрагиваются проблемы гомофобии – он не об этом. Но «Горбатая гора» всем своим существованием являет гимн современной гомофобии: американские и британские киноакадемики, международные ассоциации и фестивальные комитеты спешно вносящие «Горбатую гору» в списки номинантов и лауреатов, раздавая статуэтки и восхищенные отзывы, расписываются в своем страхе быть заклейменными той самой гомофобией. Таковы законы современного общества: либо политкорректность, либо объективность со всеми вытекающими.

Как бы то ни было, об этом фильме сложно сказать что-то плохое, но и отметить несомненно хорошие черты тоже непросто. Фильм сбалансирован и ровен: в нем нет скандальных откровений, как нет и усыпляющей однообразности; он не заставляет задуматься о чем-то сложном, но такой задачи перед ним и не стояло. «Горбатая гора» — это фильм-повесть, и только. Повесть об одной любви, повесть о том, как сохранить любовь в нашем непростом мире. И финальные кадры – бескрайнее зеленое поле, видимое из окна трейлера – это символ бескрайней вечноцветущей любви, существующей за пределами трейлера быта.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концерт «От барокко до классицизма». Стеклянная арфа & орган» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Концерт «Музыка ХХ века»» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Приморская сцена Мариинского театра
Билеты на событие «Детская программа «Сегодня говорим про мам»» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Приморская краевая филармония

Полная версия сайта