«КНЯЗЬ И ИЛЬЯ» («Идти» — даже если Вы смотрели 2 предыдущих опуса)

Рецензия на фильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник.»

 

Режиссер: Владимир Торопчин

В ролях: роли озвучивали: Екатерина Гороховская, Сергей Маковецкий, Анатолий Петров, Валерий Соловьев, Олег Табаков

Автор: nitzer

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» — одно из немногих творений современных отечественных киношников, за которое не стыдно. Студия «Мельница» и в целом заставляет гордиться нерастерянной школой русско/советско/российской анимации. Тем не менее, именно в контексте фильмографии «Мельницы», к «Илье и Соловью» можно предъявить несколько претензий.  

Первый и наиболее беспокоящий меня (как самого настоящего «мельничного» фаната) недочёт – это отсутствие у нового титульного персонажа необходимого количества специфики. Если мы сравним Илью Муромца из 3го фильма «богатырского» эпоса с Добрыней Никитичем из 2го, то отличий наберётся не так уж много.  

Оба богатыря обладают абсолютно идентичным характером, одинаково реагируют на внешние раздражители и даже несут службу в одной дружине киевского князя (это при том, что «канонический» Илья из детских сказок приглашение в дружину отклонил). Необъяснимым в этой связи является то, что князь, имея в «команде» двух «форвардов», в борьбе с Соловьём цепляется исключительно за одного.  

Нет, конечно, пара особых «фишек» у Ильи есть. Это прежде всего конь Бурушка, в отдельных боевых эпизодах самостоятельно (без особых усилий со стороны Муромца) расправляющийся с врагами и вызывающий у своего хозяина такую страстную привязанность («больной он до коня этого»), что кажется ещё миг – и ехидные аниматоры начнут намекать на нездоровые пристрастия всё никак не желающего выбирать себе невесту витязя.  

Кроме того, Илья время от времени пользует «допинг» — силу Матушки Сырой Русской Земли. Частичку каковой ему лучше всегда иметь при себе в заграничных походах.  

Помнится, у Добрыни именно таких особенностей не было. Но, повторюсь: кроме означенных выше, особых отличий нового богатыря от своего предшественника я не нашёл. И это тем более странно, что Илья Муромец – самый известный из былинных богатырей, со своей особой историей длительной немощи, чудесного исцеления и последующего служения НАРОДУ, а не коррумпированному даже в классических вариантах сказки князю. Так зачем «Мельнице» потребовалось клонировать своего прошлого героя, пугая верных поклонников возможным исчерпанием креатива? Мне это кажется совершенно непонятным.  

Далее – название мультика абсолютно не отражает его содержания. Ведь, кроме противостояния Ильи и Соловья, в картине даже более детально прорисована антитеза Илья-Князь. Сам Князь, образ которого становится всё важнее от первого мультфильма трилогии до рассматриваемого, выступает едва ли не основным героем ленты. Этот жуликоватый «державник»-эгоист, словно собравший в себе все пороки власти (в том числе временами открыто олицетворяющий характерные изъяны власть имущих сегодняшних) — самодур, трус, а временами и вовсе воришка (не гнушающийся стянуть серебряную вилочку) — при всём при том чудесным образом умудряется сохранять совершенно необъяснимый шарм. Разумеется, «правильно» сочувствовать герою Ильи, которому Князь не только мешает, но иногда и откровенно вредит. Но, в отличие от шаблонного (и, как выше было уже упомянуто, ВТОРИЧНОГО) богатыря, Князь – фигура интересная и по-своему харизматичная. И уж совершенно бесспорным является выигрышность дубляжа Князя Сергеем Маковецким по сравнению даже с озвучиванием Василевса Византийского от самого Олега Табакова (на удивление монотонным и блёклым, стоит признать)! Вот и получается, что по факту мы смотрим мультик «Князь Киевский и Илья Муромец». А остальных героев можно упомянуть только после обширного многоточия.  

Вновь повторюсь, впрочем: мультик по-прежнему очень хорош, а указанные недостатки отчётливо видны, возможно, только фанату студии «Мельница».
Который не на шутку обеспокоен, не свидетельствуют ли они о преждевременном исчерпании темы. Не скрою: так хотелось бы, чтобы заявленные планы о выпуске “all stars”— продолжений (с участием всех ТРОИХ героев-богатырей сразу) получили бы воплощение в жизнь! А ведь необходимыми условиями этого являются яркая индивидуальная особенность каждого из героев и крепкий сценарий, который придётся писать уже без опоры на хрестоматийные сюжеты. Пока же мы видим, что особенного героя из Ильи не получилось, а даже кладезь классической саги о его жизни использован едва ли наполовину.  

Надеюсь, однако, что мои опасения не испортят впечатления у других зрителей – возможно, не столь озабоченных творческими перспективами студии «Мельница». А тем, кто не видел предшествовавших произведений «мельников», смотреть «Илью» надо просто в обязательном порядке.  

Приятного просмотра!  

*Пользуясь случаем, автор поздравляет своих земляков с наступившим Новым годом и желает в 2008-м исполнения всех светлых желаний и…большего количества достойных премьер!

Полная версия сайта