Рецензия на фильм «В долине Эла»

 

Режиссер: Пол Хаггис

В ролях: Томми Ли Джонс, Шарлиз Терон, Сьюзан Сарандон, Джеймс Франко, Джош Бролин, Джейсон Патрик, Уэйн Дюволл, Фрэнсис Фишер, Джонатан Такер

Автор: Олег Анохин

Полный штампов, во многом предсказуемый, использующий проверенные временем безотказные приемы фильм «В долине Эла» исследует злободневную проблему перерождения человека под влиянием войны. Я думаю, что обилие попсовых приемов абсолютно оправдано тем, что фильм этот не для прессы, не для критиков и не для фестивалей. Он для людей.

Весь фильм держится на Томи Ли Джонсе, сыгравшем отставного военного Хэнка Дирфилда, чей сын пропал вскоре после возвращения из Ирака. Каждым поступком старый Хэнк словно бы утверждает: старикам тут место. Но это вынужденная позиция человека, потерявшего на склоне лет сыновей, человека, вдруг ставшего одиноким.

Одиночество – вот что постоянно чувствуешь, глядя на экран. Одиночество перед обстоятельствами, перед системой, перед войной, перед старостью, даже перед собственными детьми, которые вопреки самодовольной родительской уверенности неожиданно оказываются чужими, совсем незнакомыми людьми. Одиночество оставляет мало выбора: надейся на себя, старик.

За это мощное, ошеломляющее чувство, за это глобальное ощущение одиночества я легко прощаю режиссеру славный набор экзистенциальной банальщины от матери-одиночки-талантливого-следователя и отца, передающего своим мальчикам богатый жизненный опыт (чтобы не замерзнуть зимой в карауле, нужно надевать колготки под штаны), до сопливо-коньячных откровений: «Там (в Ираке) было так трудно, так плохо, даже туалетной бумаги не было».

Еще одно давно позабытое чувство пробудила во мне картина Пола Хаггиса: ощущение реальности. Иногда даже кажется, что уличный ветер касается кожи, так все наяву, так взаправду. И оттого еще хуже осознавать, что проблемы, поднятые в фильме, касаются не только американцев, но и нас. И нас даже больше. Ведь мы не просто участвуем в локальных войнах. Одна из них – на нашей собственной территории.

Оказывается, флаг, вывешенный вверх ногами, означает сигнал беды и требование помощи. Несколько дней подряд распутывая обстоятельства гибели сына, вернувшегося из Ирака и убитого на родной земле, герой Томи Ли Джонса приходит к выводу, что его страна в беде и ей требуется помощь. Грустная реальность такова, что нашему российскому кинематографу не по зубам темы человека и чуждой ему войны (речь не о Великой отечественной) и адаптации к мирной жизни. Не по зубам создание крепких, именно для массового, а не фестивального зрителя картин, вскрывающих эти сложные проблемы на современном и весьма горячем материале. А вывешивание российского триколора гражданами нашей великой страны, вверх ли ногами, вниз, — это вообще нарушение закона. Такие дела.

P.S. В субботу, второго августа в автобус вошли три пьяных дядьки в возрасте за сорок, одетые в береты и камуфляжные штаны. Пели песню со словами «…Синевою наполнять парашюты…», и после каждого куплета восклицали: «По чеченам — огонь!»

Полная версия сайта