Рецензия на фильм «Враг государства №1»
Режиссер: Жан-Франсуа Рише
В ролях: Венсан Кассель, Сесиль Де Франс, Жерар Депардье, Рой Дюпуа, Жиль Лелуш, Элена Анайа, Мишель Дюшоссуа, Мириам Буайе, Флоранс Томассен, Шон Жерардо
Более всего жаль тех людей, которые, благодаря стараниям тайного ордена кинопрокатчиков России, сочтут (и не без оснований), что «Враг государства №1» это ремейк голливудского боевика с очаровашкой Уиллом Смитом. Сочтут и пройдут мимо: слишком мало рекламы, слишком невнятное позиционирование, полное отсутствие внятного промо. Что там эти французы еще наснимали, даже Бессона на постерах нет. Между тем, «Враг…», который на самом деле вовсе даже и «Мезрин: инстинкт убийцы», не имеет со случайным тезкой ничего общего. Более того, доведись им встретиться в темном переулке, американцу бы немало повезло, если бы он выполз оттуда всего-навсего без зубов, со спущенными штанами и двумя-тремя огнестрелами в области паха. Жак Мезрин (Венсан Кассель) словно взял все самое лучшее из «Пристрели их!», «Адреналина», french-rap, игровой серии Grand Theft Auto и криминальных бульварных романов в мягкой обложке. С одним только отличием: этот парень был на самом деле.
Без полного погружения в контекст довольно затруднительно судить, насколько перед нами байопик, а насколько – криминальный боевик. В одном сомневаться не приходится: снято все с неслыханной дерзостью, а лестная поговорка balls of steel подходит персонажу Касселя больше, чем всем героям crime action последнего года, вместе взятым. Толерантностью здесь и не пахнет, и в этом великое счастье: авторы откровенно издеваются, вначале щекоча полуголого араба полуметровым ножичком по пузу, а чуть позже – закапывая его заживо в сарае.
Невольно затрагивается и актуальная тема финансового кризиса: по расписанию и зову души Мезрин вскрывает приблизительно по два банка в сутки, тем самым обваливая и без того не самую здоровую экономику. Даже сексизму открывается зеленая улица: в перерывах между воровством и убийствами (чтобы понять, какое место им отводится в фильме, офисному планктону предлагается сравнить первое с кофе, а второе – с бесконечной болтовней в instant messengers, и тогда все станет на свои места) Мезрин не стесняется брать бабло у своей подруги. Естественно, как истинный джентльмен, он делает это не просто так, но предварительно отфачив (простите, дамы, но в этом случае другой лексемы и не подберешь) ее так, что по своему состоянию несчастная/счастливая девушка приближается к тем самым сотням мертвых легавых, которых он уже оставил за собой.
Практически любой взятый с потолка герой боевика, будь он изначально положительным или, что нам более по нраву, отрицательным, по сравнению с Жаком Мезрином смотрится в лучшем случае старшеклассником, в худшем – выпускницей института благородных девиц. Для Касселя это абсолютное попадание в геометрический центр яблочка на мишени: учитывая то, что вторая часть «Врага…» вовсе не за горами, а опубликованная биография (к слову, написанная самим Жаком) стоит пары сотен «Антикиллеров», работы впереди – непочатый край.
Не стоит, вероятно, заострять внимание на том факте, что «Враг…» удивительно стильное кино, пусть даже страной-производителем значится Канада, а не Франция. В самом деле, когда напрочь отмороженный боевик едва ли не начинается сценой гибели главного героя, удержать зрителей у экранов получится только у суперпрофи. В нашем же случае посягательств на побег из кинокресел быть не может по умолчанию, по крайней мере, у мужской половины аудитории. Видите ли, приблизительно с третьей минуты фильма появляется непроходящее и очень отрезвляющее ощущение, что чья-то крепкая рука со стальными пальцами намертво вцепилась в самые яйца, да так, что сама мысль об уходе автоматически приравнивается к суицидальному настроению.
Мы совсем не будем говорить, насколько это морально, – снимать аутентичную биографическую ленту о тернистом пути преступника №1. Как раз потому, что это – абсолютно морально, гораздо моральнее (если у этого понятия вообще есть превосходная степень), чем забывать его имя, предав анафеме. Мезрин в фильме своего имени – настоящий ублюдок, бездушный, бессовестный и с отбитыми мозгами, которых, однако, хватает на уместную цитату из Де Голля. Этим и прекрасен. В конце концов, для тех, кто любит мужчин в красивых костюмах, убивающих по лицензии, всегда найдется новый «Бонд». Все, кто заявят обратное, ханжи, а с ханжами у Жака Мезрина разговор короткий.
Ну и без Депардье тоже не обошлось.