Рецензия на фильм «Джуно»
Режиссер: Джейсон Райтман
В ролях: Эллен Пейдж, Майкл Сера, Дженнифер Гарнер, Джейсон Бэйтман, Эллисон Дженни, Дж.К. Симмонс, Оливия Тирлби, Айлин Педде, Рэйнн Уилсон, Дэниэл Кларк, Дарла Ванденбоссхе, Аман Йохал, Валери Тян, Эмили Перкинс
«Как после такого кино направлять свою девушку на аборт?!», задался риторическим вопросом боевой товарищ сразу после просмотра. «Но ты же понимаешь, что здесь все показано только с одной стороны. Все гораздо сложнее», промолвила не по годам рассудительная барышня. И знаете, я согласен с ними обоими. Никак нельзя. Как раз потому, что все гораздо сложнее.
Смешно наблюдать за недоумением отдельных персонажей: мол, пигалица слишком благоразумна для своих 16-ти, а уж для представителя «западной бездуховной цивилизации» тем более. Очевидно, что Джуно создана идеальной совершенно намеренно: красива, независима, за словом в карман не лезет, смела, решительна, самодостаточна. Такая если полюбит, то можно записывать на свой счет выигрыш джек-пота в лотерею, не меньше. Только вот проблемы с идеальными девочками: во-первых, им самим абсолютно невдомек это их потрясающее свойство, а во-вторых и как следствие – невдомек оно и окружающим. Полли Бликер производит впечатление форменного барана: мычит, заикается, косит глазами, дрожит, безволен, да еще и постоянно бегает – убегает! постелить бы этого лоха! Ага. Вспомните себя в 16 лет. Было, конечно, все по-другому, да. Потому на вашем пути и Джуно не встречались, а если встречались, то уж что-то от Бликера в вас есть точно. Или было! Было ведь?!
Дело даже не в беременности и в абортах, в конце концов, чуть ли не главная проблема для беременной Джуно – в том, что она ходит в «костюме толстухи, который не может снять», а сами роды занимают не больше полутора минут финального экранного времени. Дело в проверке: а как далеко сможешь зайти ты? Когда струсишь? Когда врубишь «задний ход»? Джуно назад не сдает, и, в конце концов, побеждают все, кроме, разве что, горе-композитора, который никогда не станет Кобэйном, предал The Melvins, у которых играл на разогреве, и добровольно, своими ухоженными руками лишил себя последнего шанса на счастье, ну да туда ему и дорога. Отказ от собственного ребенка – не самое страшное, что ты можешь для него сделать. Самое страшное – жить, не сумев полюбить его, не зная, что сможешь ему дать. Главное – не ошибиться, потому что в этом случае ты решаешь не только за себя, а и за того, у кого из всех достоинств «только крошечные ногти».
Приблизительно на второй с половиной минуте странным образом забываешь о том, что сидишь в кино и смотришь, в общем-то, фильм. Гораздо больше все происходящее напоминает многократно приукрашенные закатным блеском собственной зрелости и вылизанные солеными волнами времени берега твоего собственного острова Шестнадцати Неповторимых. Все было совершенно не так, и все равно точно также. Помогают редкому в наше смутное время feeling'у решительно все: сценаристка Дьябло Коуди, которая теперь – и в этом можно быть абсолютно уверенным – обеспечена работой на ближайшие лет -дцать, и Эллен Пейдж, которая лучше всех на свете каждый раз, когда смотришь на нее, и художники, неслучайно приглушившие краски местами до мягких полутонов, и абсолютно все актеры, и операторы, и постановщики, и композиторы, и исполнители, и сватья, и братья, и десятая вода на киселе, и все-все-все, кто из 7,5 миллионов чертовых американских долларов смогли создать самый достоверный симулятор обыкновенного чуда за последнее время и оказались настолько щедры, что не оставили все себе, а поделились еще и с нами.
Удивительно, но неофолк пополам с чертовым инди, который не пинал только самый ленивый, а не записывал только самый талантливый, здесь удивительно к месту. Его перестаешь различать вплоть до того момента, как на несколько секунд (и эти надобность этих нескольких секунд убедительно доказана сюжетом) не включаются невероятные Sonic Youth с одним из самых нежных и теплых своих номеров. После этого, конечно же, снова идет бесконечный индифолк, в котором практически нет ни мелодии, ни структуры, ни музыкальных инструментов – по крайней мере, именно такое впечатление остается, когда все заканчивается. В нем, как и во всем фильме «Джуно», есть только две заметных составляющих (если уже кому-то так захочется резать по-живому, делать, буквально, кесарево, и раскладывать этот солнечный день на отдельные лучики и солнечные зайчики). Нежность и любовь.
Любовь, которая несовместима с какой-то там «контрацепцией», зато совместима с бренчаньем на гитарах прямо на крылечке во дворе дома. Любовь, которая сменяется ненавистью и презрением так же часто, как на небесах меняется погода, а в твоем плеере – некий абстрактный, но при этом совершенно обязательный «самый лучший на свете альбом». То есть где-то раз в неделю, не реже. Когда не в последнюю очередь тебя заботит не то, есть ли у ваших отношений будущее, а то, что о тебе думают его родители. Когда в ответ на «У меня твои трусики» можешь выплюнуть в ответ: «Зато у меня твоя девственность», не задумываясь о том, что потом непременно будешь горько жалеть об этих словах. Когда до последнего не готов поверить в результаты теста на беременность – мол, как же, мы же любим друг друга! дети – это что-то из другой Вселенной! зато готов ночью перетаскивать всю мебель из гостиной под его окна, только чтобы произнести одну хлесткую фразу, а внутри от осознания собственной смелости, граничащей то ли с величием, то ли с безумием, что-то подло переворачивается, дрожат руки и в пальцах дрожит нераскуренная трубка. Любовь, которую сама Джуно описывает так: «Когда ты рядом, он чаще толкается в животе. Наверное, потому, что у меня при виде тебя сердце выпрыгивает из груди». Любовь, какой она бывает только в 16 лет, и которую мы навсегда потеряли.
Какое счастье, что потеряли. Как жаль, что навсегда.
Kino.vl.ru благодарит кинотеатр NewWave Cinema за возможность побывать автору рецензии на премьере фильма "Джуно".