Рецензия на фильм «Джуно»

 

Постер фильма

Режиссер: Джейсон Райтман

В ролях: Эллен Пейдж, Майкл Сера, Дженнифер Гарнер, Джейсон Бэйтман, Эллисон Дженни, Дж.К. Симмонс, Оливия Тирлби, Айлин Педде, Рэйнн Уилсон, Дэниэл Кларк, Дарла Ванденбоссхе, Аман Йохал, Валери Тян, Эмили Перкинс

Автор: Олег Анохин

ЖИЗНЬ. Шестнадцатилетние девочки занимаются сексом. Значит, беременеют. Разве для кого-нибудь это новость? В беременности как таковой нет ничего страшного. Это естественно, это нормально. Беременность в 16 лет тоже нормальна. Почему же она так пугает? Ответ очевиден: беременность меняет жизнь. Нет, не сама по себе, потому что она, пусть и не так быстро, как насморк, но все-таки проходит, а из-за осложнений — детей.

Увы, страх обзавестись ребенком чаще всего связан не с огромной ответственностью перед новой личностью, которую производят на свет, а с ограничением собственной свободы, материальными проблемами, карьерными потерями, идущими в жопу жизненными планами. Налагаемое рождением ребенка финансовое бремя и связанные с ним бытовые осложнения — до сих пор самая большая проблема для очень многих в нашей стране. Не лучше ли в таком случае меньше сил отдавать внешней политике, оказаться от освоения Марса и сосредоточиться на том, чтобы забеременевшая женщина из всех возможных эмоций переживала только радость материнства, а случайно забеременевшая шестнадцатилетняя девушка боялась только неподъемной для ее возраста ответственности за воспитание крохи, как главная героиня "Джуно". Чтобы эти женщины не думали о жилищных проблемах, детском питании, стоимости подгузников, рухнувшей карьере, сломанной жизни. Нет, пожалуй, все-таки проще распахать Марс.

Международное внешнеполитическое хамство в моих глазах получает если не оправдание, то серьезную скидку, потому что граждане стран-хамов могут жить так, как живут, желая лишь увеличить долю счастья, приходящегося на новую жизнь, а не выбиваются из сил в отчаянных попытках сократить степень страдания своих детей. Чувствуете разницу?

КИНО. Жизнь идет, как ручеек журчит: спокойно, умиротворяющее, под акустическую гитару, под топот юных бегунов-живчиков. Жизнь, в которой есть (ух ты, давно такого не видел!) нормальная школа, куда не страшно входить; подруга, которая не интригует, чтобы занять твое место в команде чирлидеров; адекватные друзья; а самое главное — спокойные, умные, благополучные родители, которые всегда на твоей стороне.

Джуно — завораживающее сочетание детской непосредственности и здорового, присущего взрослым людям цинизма, приправленное к тому же отменным чувством юмора. Наблюдать за ней — все равно что любоваться восхитительным закатом: зрелище одновременно прекрасное и, от осознания его недолговечности, грустное. Детская непосредственность проходит, а здоровые циники часто превращаются в противных зануд.

Родители Джуно — персонажи красной книги, редкий и, по-моему, исчезающий вид. Что-то из области фантастики. Степень близости девочки и мачехи поражает. Воспитанный на русских сказках, в которых "Злая мачеха у Тани забрала ее наряд…" я могу только завидовать Джуно и желать всем девочкам и мальчикам таких мам или, в крайнем случае, мачех.

Папа Джуно — отставной военный. Н-да… Похоже, случись чего, нам их не победить.

Отец ребенка — школьник, спортсмен, размазня. Ходячее утешение всем некрасивым мальчикам, наглядное доказательство, что любому перцу выписана изрядная порция сексуального счастья. Даже и делать-то ничего не надо, это будет ее инициатива. Самому при этом очень желательно не только "Тик-так" в рот положить, а еще и презерватив на член надеть.

Мать отца ребенка — типичная мама всех мальчиков, ревнующая свое чадо ко всем девочкам сразу. Это нормально, главное — успеть вовремя от такой мамы сбежать.

Приемные родители: он. Тридцатисемилетний пацан. Да-да, именно так. Футболка, джинсы, кеды, гитара, мечта. По-моему, такой же тип, как и отец ребенка: секс (женитьба) — не его инициатива.

Приемные родители: она. По-моему, Ванесса — главная героиня наравне с Джуно. Два, на мой взгляд, самых трогательных момента в фильме: Ванесса, положив ладони на огромный живот Джуно, разговаривает с малышом, своим будущим ребенком. Ванесса в больнице берет на руки спеленатого малыша: "Я, наверное, выгляжу глупо?" — спрашивает она у мачехи Джуно. "Ты выглядишь, как будто родила", — отвечает та.

Когда видишь светящуюся Ванессу, и скрючившуюся от душевной боли Джуно, понимаешь, что в нашем мире действует еще один глобальный закон: закон сохранения счастья. И есть, возможно, единственный способ увеличения счастья — рождение новых людей. Правда, для этого нужна одна малость: чтобы родители тоже были счастливы.

МОРАЛЬ. Одно из главных достоинств фильма в том, что он не скатывается к морализаторству, поучениям. Забеременела в 16 лет? Что ж, главное — здоровое питание и не волноваться. Не хочешь в 40 лет семью и ребенка? Что ж, у каждого своя жизнь. Хочешь отдать свое дитя на воспитание чужим людям? Это твое право. Право на страдания, без которых не бывает ни счастья, ни любви.

Другие рецензии:  Анатолий Филатов
Полная версия сайта