Рецензия на фильм «Кайдан»

 

Режиссер: Хидео Наката

В ролях: Кумико Асо, Такааки Эноки, Рэона Хирота, Тэйю Итирюсай, Мао Иноуэ, Таэ Кимура, Хитоми Куроки, Кэн Мицуиси, Сёдзи Мураками, Наомаса Мусака, Таэко Нисино, Кикуносукэ Оноэ, Асака Сето, Юми Симидзу, Масахико Цугава, Юрэй Янаги

Автор: Анатолий Филатов

Откровенно скучный и некрасиво затянутый, «Кайдан» оставляет после просмотра несколько гнетущее впечатление. Дело даже не в том, что из жизни вычеркнуты два часа с весьма сомнительной итоговой пользой, а в том, что почтеннейший Хидео Наката сам, похоже, не понял, что, для кого, а главное, зачем, он снял. Практически не страшный, практически не интересный, практически бесполезный, «Кайдан», возможно, и является важной переходной вехой в творчестве Накаты, но, черт, это примерно как если бы Том Йорк из Radiohead выпустил два часа своей болтовни из блога с click-n-cuts сопровождением под видом нового альбома своей великой группы. От автора «Звонка» ожидалось все-таки нечто большее, чем занудная рефлексия по мотивам устного народного творчества.

История о женской ревности, безумии и смерти, которая по факту мало чем отличается от жизни (что там, что здесь – тоска и смертная скука, собеседники одинаково пластилиновые, все несут какую-то чушь с неоправданно серьезными лицами, а связь между происходящими событиями настолько эфемерна, что, кажется, временами отсутствует и вовсе), могла бы быть рассказана совсем другим языком. Исключительная лень всех без исключения, участвовавших в создании «Кайдана», заметна невооруженным взглядом: эти люди не то, чтобы работали из-под палки, они вообще не работали.

Создается ощущение, что актеров дергали за ниточки, чтобы шевелились ручки, сценаристу крутили ключики, чтобы двигались пальчики, а операторов и композитора стегали кнутиками, чтобы двигались хоть как-нибудь, в какую угодно сторону. Все эти «чики-чики» неспроста: с ощущением абсолютной несерьезности, вязкой наигранности и фальши бороться на сеансе «Кайдана» практически невозможно, ощущение того, что тебя водят за нос (если не сказать крепче), исключительно сильное.

Похожего эффекта (правда, умышленно и с совсем другой задачей) достиг, помнится, хоррор «1408» (это если из самых дурацких и парадоксальных сравнений) — в финале, том самом, где бездушные уроды с молотками в руках начинают крушить все вокруг себя, и главный герой в ужасе понимает, что это – лишь продолжение игры, никуда он не выбрался и ни от кого не убежал. Но тогда фальшь была обусловлена сюжетом и общей идеей. Страшнее всего всего то, что от американского хоррора в результате получили мы и то, и другое (причем на высочайшем уровне), а от японского мастера (такого интеллектуального и, казалось бы, прославленного) – ничего вообще. Куда катится этот проклятый мир.

Ноль, на который даже поделить нельзя. Кроме того, в том случае коллапс все-таки случился, да и скучать не приходилось. В этот раз – обертка без шоколадки, фольга без презерватива, сигарета без никотина, безалкогольная водка, обескровленный стейк, бессмысленная ремесленная поделка, которой место в чуланном загашнике, но никак не в портфолио Повелителя Мертвых Девочек с Черными Волосами. Это не ужасы, не хоррор, не саспенс, не триллер, не театральная постановка, не ghost-movie, не j-horror, не… (здесь подставьте все, что, по вашему мнению, могло бы идти в графе «жанр» после имени Хидео Накаты). Это просто тупая мелодрама в декорациях эпохи Эдо со страшной японской бабой, которая держит в руках отрезанную башку с выпученными глазами и тоскливо воет дурацкие песни.

Комментарии к рецензии

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта