Рецензия на фильм «Мемуары гейши»

 

Режиссер: Роб Маршалл

В ролях: Чжан Зийи, Кен Ватанабе, Кодзи Якусе, Мишель Йео, Каори Момои, Йоуки Кудо, Ли Гонг, Пол Эделстайн, Тсаи Чин, Того Игава, Рэндолл Дук Ким, Джим Леунг, Тед Ливайн, Мако, Кэри-Хироюки Тагава, Кеннет Тсанг, Юджиния Юан, Карл Юн

Автор: Алексей Коропский
Когда самобытность сталкивается с цивилизацией, рушатся не только традиции и устои, но человеческие мечты и нравы. Сямисэн променивается на Фрэнка Синатру, саке уступает место виски, гейша из живого произведения искусства превращается в проститутку, а данна становится мужем.

Сложно сказать, какую главную мысль заложили в свой фильм режиссер и автор сценария «Мемуаров гейши». С одной стороны, «Красотка» с Джулией Робертс на экраны уже выходила, да и просто тема любви, когда не полагается по статусу, уже довольно-таки хорошо раскрыта не в одном добром километре кинопленки. С другой стороны, научно-популярный историко-культурный фильм не совсем уместен на киноэкране в наш век индустрии развлечений. Вот и получаем на выходе некий компромисс, в котором прослеживается несколько сюжетных линий, да еще и философский подтекст при изрядной доле воображения.

Всепобеждающая идея любви к одному человеку, пронесенной в сердце с нежного детского возраста сквозь все запреты, невзгоды и трудности, отступает на второй план при вознесении хвалы бесконечно прекрасному труду гейш. Эти две линии в фильме постоянно соревнуются, стремясь утвердиться на месте важнейшей, когда в состязание вступает еще и третья.

Вторая Мировая война изменила жизни многих людей, и речь не столько о приспособлении к новым бытовым условиям, сколько об изменениях во внутреннем мире каждого человека. Необходимость морального выбора, о котором так много рассуждали классики, не представляется уже столь серьезной проблемой, если речь идет о том, чтобы не просто приспособиться к новым реалиям жизни, но и принять их. Особенно это актуально для самобытного японского общества, волею большой политики ставшего дружественным американскому образу жизни.

Бывшая владелица дома гейш занялась спекуляцией, перепродавая американским солдатам американские же сигареты, а сами гейши позабыли о своем истинном назначении – эстетически услаждать мужское общество, и стали теми, кого хотели видеть в каждой японской девушке солдаты дружественной американской армии. Конфликт самобытности и цивилизации становится третьей главной сюжетной линией «Мемуаров гейши».

Американский фильм о судьбе японской гейши с китаянками в главных ролях не может не закончиться хэппи-эндом просто потому, что это американский фильм. Высокие моральные идеалы непременно восторжествуют, обелив в глазах зрителя изрядно скомпрометированный «коллегами по цеху», но все же благородный образ гейши – живого произведения искусства. Все три идеи фильма чудесным образом удачно переплетаются для того, чтобы поставить в конце фильма жизнеутверждающую точку. Пройдя через все невзгоды, пронеся в сердце чувство, главная героиня воссоединяется с любимым, но лишь настолько, насколько это возможно для истинной гейши, без компромиссов приняв единственно верное решение в споре традиций и цивилизации.

Несмотря на весьма заурядную операторскую работу, хотя и красочные, но банальные планы, порой создающие ощущение тесноты на широком киноэкране, фильм оставляет довольно приятное ощущение. Знакомые лица китайских актрис Чжан Цзыи (известной искушенному владивостокскому зрителю по фильмам «2046» и «Дом летающих кинжалов») и Гонг Ли (сыгравшей у Вонга Кар-Вая в «2046» и «Эросе») создают порой своеобразное ощущение дежавю, вызванное характерностью ролей, от которого, впрочем, довольно легко отмахнуться. Дополняет атмосферу Японии 30-40-х годов прошлого века незамысловатый саундтрек, имитирующий национальную музыку.

«Мемуары гейши» не из тех фильмов, которые заставляют задуматься, но в то же время – это не фильм, придя на который можно отключить мозги и получать наслаждение от попкорна и колы. Легкое зрелище длиною около двух часов, оставляющее после себя приятное чувство равновесия в душе, прекрасно подойдет для совместного похода в кинотеатр на уик-энд.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концерт «От барокко до классицизма». Стеклянная арфа & орган» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Концерт «Музыка ХХ века»» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Приморская сцена Мариинского театра
Билеты на событие «Детская программа «Сегодня говорим про мам»» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Приморская краевая филармония

Полная версия сайта