Рецензия на фильм «Враг государства №1: легенда»
Режиссер: Жан-Франсуа Рише
В ролях: Венсан Кассель, Людивин Санье, Матье Амальрик, Жерар Ланвен, Самюэль Ле Бьян, Оливье Гурме, Мишель Дюшоссуа, Мириам Буайе, Анн Консиньи, Жорж Вильсон, Жерар Депардье
Человек, успешно сражавшийся в одиночку со всей тоталитарной машиной собственного полицейского государства, не мог не понимать, чем это для него закончится. Жак Мерин во второй части «Врага государства №1», которую сможет отличить от первой только очень внимательный ну или хотя бы трезвый человек, являет собой тип героя, основательно подзабытый в последние годы. Разрушение ради разрушения, которым мы так восхищались после старта байопика, несколько поменяло угол своей неприкрытой, вызывающей, плюющей в морды пассионариев концептуальности. Из «Легенды» становится очевидно, что вся высшая цель Мерина заключалась в том, чтобы сами французские власти скомпрометировали себя как можно сильнее, отказавшись от законных способов и застрелив своего главного врага, как бешеного пса. В результате Жак все-таки загремел в каталажку, и там, собственно, став седым и старым, и написал вот эти мемуары. Стилизация, сплошная стилизация, конечно же. Но за нее по-прежнему хочется продать душу, а на вырученные деньги купить очки-капли, комплект накладных бородок и большой черный пистолет.
Для тех, кто прошел мимо первого «Врага» около месяца назад, есть много хороших новостей. Во-первых, с хронологической последовательностью режиссер Жан-Франсуа Рише в очень сложных отношениях. Иными словами, он на нее клал, так что смотрите ли вы первую или вторую часть – принципиального значения не имеет. Более того, при определенном уровне подготовки и желания все заинтересованные лица могут собрать на YouTube лучшие фрагменты фильма и склеить из них свой собственный идеальный экшен. И никто, пожалуй, не поручится, что он будет много хуже оригинала. Слишком уж первосортные компоненты завезли сегодня в наш бар.
В определенный момент сотни Мериновских убийств, ограблений и перепалок с копами, судьями и прокурорами перестают отличаться одно от другого, переходя, таким образом, на новый метафизический уровень. Нечто похожее, помнится, уже являл миру Владимир Георгиевич Сорокин в романе, который так и звался – «Роман». По сюжету, молодая пара, вооружившись топором и колокольчиком, убивала всех жителей родового поместья, и если в завязке этого жгучего постмодернового феномена действия еще как-то можно было различить, то ближе к финалу они сливались окончательно. Тем самым достигался поразительный эффект: механистичность процесса полностью обезличивала как самих героев, так и их действия, а вся смехотворность человеческой жизни как самоценности становилась очевидна даже самым завзятым гуманитариям. То же и здесь, с одной, правда, пометкой.
Венсан Кассель – человек с отменным чувством юмора, и не его беда, что градус этого чувства отличается от общепринятого примерно также, как чистейший деревенский самогон от какого-нибудь Asti Martini. Именно благодаря Касселю мы ждали вторую часть, прозревая, что фактически нового не увидим ничего. Человек, которого ищет вся страна, наклеивает дурацкую бороденку, пялит на саженные плечи белый халатик и в таком виде идет на свидание с папой в больницу – каково? После третьего или четвертого подобного эпизода воспринимать происходящее иначе, как хардкор-трэш-буффонаду уже не получается, да и не нужно. Здесь никому не советуют пристгнуть ремни – все равно не поможет. И с несущегося к обрыву на всех парах паровоза по имени «Враг государства» слабых и ненужных сдувает, словно пылинки: незаменимые люди у нас есть. С отработанным материалом, под которым господин Рише подразумевает всех без исключения второстепенных персонажей, здесь не церемонятся. О нем просто забывают. Забудете и вы.
На самом деле, при определенном кассовом успехе эпопею о Мерине можно снимать бесконечно, сотворив из него анти-Бонда, на худой конец – анти-Борна. Конвейер по воссозданию евро-кино-криминала 60-70-х налажен и останавливать его, по идее, себе дороже. Так что хочется сказать много слов благодарности продюсерам: вовремя остановиться – это целое искусство. А так – мгновение остановилось. Мгновение прекрасно.