Ажастик

Рецензия на фильм «Зеркала»

 

Постер фильма

Режиссер: Александр Ажа

В ролях: Кифер Сазерленд, Пола Паттон, Кэмерон Бойс, Эрика Глюк, Эми Смарт, Мэри Бет Пейл, Джон Шрапнел, Джейсон Флеминг, Тим Эхерн, Джулиан Гловер, Джош Коул

Автор: Алексей Коропский

Так, что у нас тут? Фильм ужасов. М-да… Еще и ремейк корейского фильма? Не спешите с выводами.

Конечно, жанр фильмов ужасов в последние годы переживает очевидный кризис. Захлебываясь в однотипных заштампованных слэшерах, нацеленных лишь на мгновенный шок, позабыв о наслаждении смакования предчувствия страха и длящегося ноющего ужаса после, порождая несметное количество избыточных объектов страха, отказавшись от его технологии и идейного психологизма, массовый хоррор все чаще вызывает только смех (хоррор!), тоску и отвращение. Слишком редкими сейчас стали просто страшные фильмы, фильмы, упивающиеся поэтикой хоррора, а не отталкивающим натурализмом и патологоанатомической скрупулезностью. Естественно, это примета времени; да и жанру уже не впервой переживать подобные кризисы, переживет и этот. По крайней мере, надежду на это вселяет новый голливудский проект молодого французского режиссера Александра Ажа «Зеркала».

Иррациональная боязнь, или по крайней мере недоверие к зеркалам, наверное, один из самых распространенных бытовых страхов. Не так просто людям, по природе своей склонным к мистицизму и вере в сверхъестественное (все еще!), признать, что кусок стекла с серебряным напылением вряд ли может таить в себе самостоятельную, а то и потустороннюю жизнь, или, как говорят всякие маги и колдуны, использующие зеркала в своих шаманских обрядах, быть окнами в другой мир. Однако, стоит лишь слегка подстегнуть воображение, как становится уже не до шуток.

Во время просмотра «Зеркал» действительно страшно. Но, наверное, главная заслуга Ажа в том разнообразии «страшных» эмоций, что предлагает фильм зрителю: здесь вам и пресловутый натурализм, только на этот раз в небольших количествах и действительно пугающий, и резкие движения-громкие звуки, и неожиданно-страшные проявления обыденности, и гнетущий нарастающий ужас (не хотелось использовать слово «саспенс», хотя это именно он и есть). То, чем принято пугать в других фильмах, так называемые объекты, или предметы, страха здесь не цель, а средство — средство внушения неовеществленного ужаса, того, от которого нельзя избавиться, опредметив. Зеркала — лишь частное проявление того, откуда может происходить этот страх, ведь отражающих поверхностей, а значит и нас в них, вокруг гораздо больше, чем именно зеркал.

Если рассуждать прагматически, фильм зиждется на двух основах: собственно идее, почерпнутой из оригинального корейского фильма, и Кифере Сазерленде, который собственной персоной фильм с этой идеей и вытягивает. Не сказать, чтобы мистер Сазерленд демонстрировал какие-то сверхактерские способности, но он весьма органично смотрится именно в этой роли и именно в таком окружении. Ему не задумываясь веришь: веришь, что ему больно, веришь, что ему страшно, веришь, когда он злится и когда плачет. Об этом даже не задумываешься, веришь.

А еще очень сильное впечатление оставляет другое действующее лицо, не указанное в титрах — это здание, где происходит значительная часть фильма. По фильму — сгоревший торговый центр, а до того больница, а в действительности, как выясняется, — недостроенное здание Академии наук в Бухаресте, мертвый памятник режиму Чаушеску. Величественное, красивое и пугающее само по себе строение было с огромной любовью превращено в пожарище с закопченными стенами снаружи и обгоревшими манекенами внутри. Этот дом создает в фильме особую атмосферу, снова и снова напоминая нам о хрупкости этого мира и наших жизней в нем.

Конечно, «Зеркала» не лишены недостатков. Здесь есть серьезные сюжетные и сценарные провалы, бросается в глаза абсолютное невнимание к мелочам (сгубившее не одно достойное начинание), есть много претензий к актерской игре. Но все эти изъяны замечаешь походя, не отвлекаясь от основной ткани фильма. Просто потому, что фильм завязывает нервы узлом, а взгляд невидимыми нитями притягивает лишь к тому, что существенно, не давая времени на досужие размышления о «каких-то там мелочах».

Хороший фильм ужасов — это тот, который оставляет после себя пусть слабую, пусть недолгую, но фобию. «Зеркала» — хороший фильм ужасов. После него к своему отражению где бы то ни было начинаешь присматриваться чуть более настороженно — лишь бы не упустить из вида тот момент, когда оно начнет жить своей жизнью…

«Зеркала» — по-настоящему страшный фильм, особенно на фоне своих собратьев по жанру. Пожалуй, один из самых страшных в этом году. Особенного шарма ему добавляет неоднозначный финал: он оставляет достаточно пищи для размышлений. А значит и для сиквелов, заметит въедливый зритель, но мы-то знаем, что Александр Ажа сам сиквелы не снимает, поэтому «Зеркала» нужно рассматривать как цельное, завершенное произведение нового мастера пугающего кино. Попросту — Ажастик.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концерт «От барокко до классицизма». Стеклянная арфа & орган» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Концерт «Музыка ХХ века»» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Приморская сцена Мариинского театра
Билеты на событие «Детская программа «Сегодня говорим про мам»» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Приморская краевая филармония

Полная версия сайта