Воруй! Убивай!

Рецензия на фильм «Новая земля»

 

Постер фильма

Режиссер: Александр Мельник

В ролях: Константин Лавроненко, Ингеборга Дапкунайте, Марат Башаров, Сергей Жигунов, Андрей Феськов, Евгений Титов, Павел Сборщиков, Сергей Колтаков

Автор: Анатолий Филатов

«Новая земля» — фильм убедительный и честный. Честный именно в своей первобытной, неистовой, яростной жестокости, преисполненный болью и исступленным страданием. Большая и, по правде говоря, лучшая часть экранного времени отдана под умерщвление людей людьми, и тут уж в ход идут все мыслимые средства – от бритвы по горлу до внушительных размеров молота, которым так удобно крушить человеческие головы. Для большей убедительности на одной стороне молота владельцем вырезан смеющийся смайлик, а с другой – грустный. Почувствуйте разницу. Съемочная команда сделала ход хитрой лошадью и практически полностью отказалась от всяческой лирики, в просторечии именуемой соплями: любовных линий, душевных терзаний, нравственных метаний и прочей песьей чуши.

Если не брать в расчет редкие моменты одиночества Ивана Георгиевича, которое быстро, впрочем, быстро нарушается психически неуравновешенным товарищем, обладающим редкой способностью расшифровывать любые числа и номера по собственной хитрой системе («1 – это член. 8 – это бесконечность. 18 – это бесконечный хрен, который мы всем и покажем, когда улетим!»), фильм не дает соскучиться. Да и экранное соло Ивана Георгиевича, в принципе, снято весьма неплохо: суровый бородатый мужчина живет в снегах, гоняет леммингов, жует ощипанных и потрошеных птиц, молится на фотографию жены и детей. Погибшей жены и погибших детей. За которых он лично пошел и расстрелял пару десятков человек из автомата – всех, кого нашел в аэропорту. Фильм буквально напичкан яркими характерами: банальная и избитая формулировка «каждый человек – личность» играет здесь новыми, яркими красками.

Конечно, личность. Вот омерзительный блондин, который разве что не вылизывает задницу местному пахану (впрочем, не исключено, что за кадром все-таки вылизывает). Блондин выполняет роль ведущего незатейливой игры «Последний – мертвый», суть которой заключается в том, что не успевшего добежать до барака режут как свинью – кушать-то хочется, а мяса на острове нету. Вот Толя-Сантехник, который смеха ради собрал механическое устройство для протыкания человеческой тушки железным штырем и хитроумно припрятал его на лестнице в своей хибаре (относительно удачная, кстати, роль Марата Башарова, в которой он выглядит не так омерзительно, как обычно). Вот старик-горец, который с мудростью Будды в глазах неторопливо говорит: «Надо их всех убить», и буквально через пять минут падает замертво от удара булыжником в хилую грудь. Вот ледяная красавица Дапкунайте: «Сэр, у нас ситуация С. Да?.. Начинаем операцию «Голый остров». Выполнять». Голый остров – это «убить всех человеков», цитируя робота Бендера из сами знаете какого сериала. Таких портретов здесь целая Третьяковка и каждый – поэма!

Не осталась в стороне и, если можно так выразиться, геополитика. Странно, откровенно говоря, что в наши исключительно толерантные времена такой фильм вообще вышел на широкий экран. Надо же, здесь не делают различия между национальностью и цветом кожи убиваемого! Бородоносцев с Кавказа и негров с прочими мексиканцами убивают наравне со всеми остальными – айяйяй, нехорошо. Как можно? Куда глядят фискалы?! Фискалы проморгали и большое им за это спасибо: по этой причине фильм остается честным.

Внебрачный сын «Земли Санникова», «300 спартанцев» и «Робинзона Крузо», «Новая земля» — большая, по нынешним меркам, редчайшая удача для отечественного кинематографа. Пока на экране кривляются ублюдки из камедиклабов, сопливые полуидиоты слушают питерэфэм, а в комедии про Гитлера в ведущей роли занят казах, всерьез называющий себя негром, авторы «Новой земли» сняли настоящее, до боли простое и максимально брутальное действо, за что их остается лишь благодарить. Не без морализаторства, конечно, но разве это грешно? В конце концов, большинство никакой морали не увидит и так, а остальные давно уже в курсе, что человек от зверя отличается в худшую сторону.

Да и сделал этого человека из обезьяны не труд, как принято заблуждаться, а каннибализм.

Полная версия сайта