Будут наказаны
Рецензия на фильм «Окраина»
Режиссер: Петр Луцик
В ролях: Юрий Дубровин, Николай Олялин, Алексей Ванин, Алексей Пушкин, Римма Маркова
Автор: Анатолий Филатов
Если уж обстоятельства сложились так, что ад на земле существует безо всякого на то согласия с нашей стороны (творчество Евгения Гришковца, музыка лейбла Hed Kandi, телевизионный канал ТНТ, правозащитники, альбом певицы Макаровны «Тебя кастрировала жизнь»), то, как минимум, логичным было бы предположить, что рай тоже где-то рядом. Точные координаты подсказать в настоящее время затрудняемся (по крайней мере, бесплатно), однако мимо нашего взгляда не мог пройти незамеченным выходец оттуда. Фильм Петра Луцика «Окраина», буквально чудом добравшийся до наших Очень Больших Экранов с опозданием на 10 лет, это как раз тот случай, когда кино настолько опережает сове время, что становится не по себе. Задумываться над тем, что фильм был снят в 1998 году, несколько опасно для рассудка: во-первых, откуда там вообще кино, в 98-ом, там даже рис продавали по килограмму в одни руки, а во-вторых, господин Луцик с командой удивительным образом попали прямиком в самое яблочко. Удивительным – потому что яблочко находилось на расстоянии десяти лет вперед по временной оси.
В том, что на экране Россия, сомневаться не приходится. Но это, пожалуй, единственное, в чем можно быть уверенным до конца. Фильм начинается с распития крепких и горячительных (кажется, некоторое время назад я уже писал это о каком-то современном российском фильме, правда, не помню, о каком – практически все все они отвратительны в равной степени), и тут-то как раз ничего из ряда вон нет. Из ряда вон начинается чуть дальше, когда старший товарищ, возлюбленное дитя плуга и сохи, приглашает младшего – измученного Чингачгука с лицом аутиста – на охоту, «бить зайцев и шакалов». Определенные подозрения закрадываются уже на этих секундах, и последующая свистопляска их лишь оправдывает: все дальнейшее, благодаря своей неброской многослойности, является идеальной отгадкой на старорусский ребус про деда, одетого во сто шуб, особенно на его вторую часть – ту, где про «раздевает» и «слезы проливает».
Давайте сразу расставим точки над буквами. «Окраина» это примерно как если бы ВПЗР (Великий Писатель Земли Русской) Владимир Сорокин творчески переписал «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, адаптировать сценарий доверили бы Константину Мурзенко, а в режиссерское кресло усадили очень молодого режиссера Лунгина, который сошел с ума и решил, что он Луис Бунюэль. История крестьян, объявивших Крестовый поход-lights на захватчиков родной русской землицы, бросается от соцреализма в духе «Веселых ребят» и чуть ли не «Весны на Заречной улице» к фантасмагориям авангарда середины прошлого столетия: крестьяне топят своих друзей в ледяной проруби, стреляют по ним из «хороших германских ружей», стегают ремнями, охаживают деревянными бочками и устраивают пытки в запертом подвале. Все это выглядит абсолютно естественно и происходит как бы невзначай, чем и напоминает сорокинскую прозу: вот председателя за волосы макают под лед, а вот за волосы поднимают отрезанную голову: «Смотри! Это он отца твоего убил!». Это путешествие из ниоткуда в Город и обратно, причем Город эти ходоки открыто презирают. Стоит лишь один раз услышать, с какой интонацией они произносят само это слово «Город», как становится понятно: по масштабам эта ненависть сравнима разве что с творчеством радикально настроенных и, кажется, сумасшедших людей, с названиями вроде «Уничтожение Москвы за 30 дней», щедро рассыпанным по просторам веб-помойки.
Добро, конечно, побеждает. Отвратительного плешивого и мутноглазого вампира, изо всех жил сосущего кровь Земли – нефть, зарежут в собственном кабинете опасной бритвой, бросив напоследок: «Вот это хороший пиджак». Адова кухня Города сгорит в смрадном пламени, и никто не вернется оттуда живым. И сейчас, спустя 10 лет, когда бизнес на земляной крови делает уже целая армия вампиров в куда более приличных пиджаках, фильм «Окраина» не выглядит злым памфлетом, жестом безрассудной ярости, оголтелой злобы или какой-то дикой ненависти, его не возьмут на вооружение чернорубашечники и прочие нездоровые люди, которые периодически выходят на карликовые демонстрации с лозунгами «Ешь буржуев!». «Окраина» куда добрее, чем может показаться после прочтения этого текста, вы уж поверьте. Это кино, скорее сродни предупреждению, лубку в руках у лукавого юродивого, пляшущего на Красной площади Города. Пляшет себе божий человек. В рукавах у него нож и опасная бритва, а на лубке старорусской вязью «Будут наказаны».
Будут наказаны.
Автор благодарит кинотеатр «Уссури» и компанию «Мегафон» за возможность увидеть фильм «Окраина» на большом экране в рамках культурного проекта «Будущее зависит от тебя».
В том, что на экране Россия, сомневаться не приходится. Но это, пожалуй, единственное, в чем можно быть уверенным до конца. Фильм начинается с распития крепких и горячительных (кажется, некоторое время назад я уже писал это о каком-то современном российском фильме, правда, не помню, о каком – практически все все они отвратительны в равной степени), и тут-то как раз ничего из ряда вон нет. Из ряда вон начинается чуть дальше, когда старший товарищ, возлюбленное дитя плуга и сохи, приглашает младшего – измученного Чингачгука с лицом аутиста – на охоту, «бить зайцев и шакалов». Определенные подозрения закрадываются уже на этих секундах, и последующая свистопляска их лишь оправдывает: все дальнейшее, благодаря своей неброской многослойности, является идеальной отгадкой на старорусский ребус про деда, одетого во сто шуб, особенно на его вторую часть – ту, где про «раздевает» и «слезы проливает».
Давайте сразу расставим точки над буквами. «Окраина» это примерно как если бы ВПЗР (Великий Писатель Земли Русской) Владимир Сорокин творчески переписал «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, адаптировать сценарий доверили бы Константину Мурзенко, а в режиссерское кресло усадили очень молодого режиссера Лунгина, который сошел с ума и решил, что он Луис Бунюэль. История крестьян, объявивших Крестовый поход-lights на захватчиков родной русской землицы, бросается от соцреализма в духе «Веселых ребят» и чуть ли не «Весны на Заречной улице» к фантасмагориям авангарда середины прошлого столетия: крестьяне топят своих друзей в ледяной проруби, стреляют по ним из «хороших германских ружей», стегают ремнями, охаживают деревянными бочками и устраивают пытки в запертом подвале. Все это выглядит абсолютно естественно и происходит как бы невзначай, чем и напоминает сорокинскую прозу: вот председателя за волосы макают под лед, а вот за волосы поднимают отрезанную голову: «Смотри! Это он отца твоего убил!». Это путешествие из ниоткуда в Город и обратно, причем Город эти ходоки открыто презирают. Стоит лишь один раз услышать, с какой интонацией они произносят само это слово «Город», как становится понятно: по масштабам эта ненависть сравнима разве что с творчеством радикально настроенных и, кажется, сумасшедших людей, с названиями вроде «Уничтожение Москвы за 30 дней», щедро рассыпанным по просторам веб-помойки.
Добро, конечно, побеждает. Отвратительного плешивого и мутноглазого вампира, изо всех жил сосущего кровь Земли – нефть, зарежут в собственном кабинете опасной бритвой, бросив напоследок: «Вот это хороший пиджак». Адова кухня Города сгорит в смрадном пламени, и никто не вернется оттуда живым. И сейчас, спустя 10 лет, когда бизнес на земляной крови делает уже целая армия вампиров в куда более приличных пиджаках, фильм «Окраина» не выглядит злым памфлетом, жестом безрассудной ярости, оголтелой злобы или какой-то дикой ненависти, его не возьмут на вооружение чернорубашечники и прочие нездоровые люди, которые периодически выходят на карликовые демонстрации с лозунгами «Ешь буржуев!». «Окраина» куда добрее, чем может показаться после прочтения этого текста, вы уж поверьте. Это кино, скорее сродни предупреждению, лубку в руках у лукавого юродивого, пляшущего на Красной площади Города. Пляшет себе божий человек. В рукавах у него нож и опасная бритва, а на лубке старорусской вязью «Будут наказаны».
Будут наказаны.
Автор благодарит кинотеатр «Уссури» и компанию «Мегафон» за возможность увидеть фильм «Окраина» на большом экране в рамках культурного проекта «Будущее зависит от тебя».