Рецензия на фильм «Обитаемый остров: Схватка»

 

Режиссер: Федор Бондарчук

В ролях: Василий Степанов (Максим Каммерер), Петр Федоров (Гай Гаал), Юлия Снигирь (Рада Гаал), Алексей Серебряков (Странник), Федор Бондарчук (Прокурор), Гоша Куценко (Вепрь), Сергей Гармаш (Зеф), Михаил Евланов (Ротмистр Чачу), Андрей Мерзликин (Фанк), Сергей Барковский (Ноле Ренаду)

Автор: Олег Анохин

Про Обитаемый остров хочется большими буквами написать НОРМАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ, хотя бы из чувства противоречия, наперекор тому количеству нефильтрованного базара за наше убогое кино, что рано или поздно перейдет в качество крепких зуботычин многочисленным критикам. Всем ссылающимся на книгу Стругацких, которую фильм Бондарчука как бы испортил и до которой как бы не дотянул, должен сказать, что роман ОО — это, конечно, литература покрепче писанины Лукьяненко, но все же не высший класс.

Фильм нормальный. Массовка, графика, танки, стрелковое оружие, сконструированное специально для фильма, достойны если не восхищения, то уважения. Количество взорванной на съемках пиротехники тянет на полторы тонны тротила. Понашили красивых костюмов и грима извели полтонны. Обеспечили работой множество людей, истратив аж 40 миллионов зеленых денег. И не зря: получился вполне адекватный затратам фильм: зрелищный, не скучный и не тупой. Кто-то даже философию в нем нашел и, расшифровав эзопов язык, с явным удовольствием узнал в далеком Саракше родную Рашу.

Не обошлось, правда ваша, и без халтурки, без ляпов. Лично мне сильнее всего мешали три вещи. Во-первых, игра актеров. Ну какого черта в стране, родившей Станиславского, допускается такая лажа на экране? Почему актеры говорят, будто читают с бумажки незнакомый текст, написанный человеком, который в жизни на улицу не выходил и ни с кем не разговаривал, а потому не знает, как живые люди говорят!?

Степень условности в поведении актеров порой слишком велика, отчего происходящее на экране мгновенно превращается в театр. А это сильно обесценивает 40-миллионный бюджет. Обратите внимание на момент, когда Максим и Гай обнаруживают белую субмарину, севшую на мель в тихой бухте. Парни спускаются к воде и вдруг ошарашенно замирают, увидев огромную железную дуру подводной лодки. Эпизод похож на розыгрыш, потому что, спускаясь, а не выходя из-за бугра, наши беглецы должны были увидеть лодку черт знает когда, но разыграли удивление по команде режиссера. За множество таких досадных мелочей Бондарчука нужно громко шлепать по лысой башке.

А вот за что Бондарчуку точно нельзя предъявить, так это за его Умника. Сыграно мастерски. Безупречен и Гай Гаал в исполнении Петра Федорова. Этим двоим удался и эмоциональный накал, и истерики, и даже кривые бумажные слова из их глоток выходили вполне человеческими. Федорову респект.

Второй раздражающий фактор — Степанов в роли Каммерера. Присутствие этого парня на экране вызывало у меня глухое раздражение с первого до последнего кадра. Бондарчук, конечно же прав, именно такой безупречный человек идеально подходит для роли Максима. Но именно по этой его безупречности и хочется заехать тяжелым тупым предметом, потому что понимаешь: соперничать с этим генетически одаренным конем невозможно.

Наконец, множество мелких деталей, выдающих искусственность созданного на экране мира, постоянно били тупой дубиной грязной реальности по хрупкому куполу моего воображения. Дизайнерские одежды Рады Гаал, в которых она бежит из тюрьмы, словно участвует в изощренном дефиле. Мутанты с театральными струпьями, необжитые (лучше сказать нежилые) интерьеры, больше похожие на выставочные декорации, чудовищно ненастоящие автомобили…

Но это все частности, вполне простительные большому, цельному, стильному российскому фантастическому фильму для внутреннего употребления. В целом нормально.

Полная версия сайта