Рецензия на фильм «Платон»
Режиссер: Вардан Акопян
В ролях: Павел Воля, Елизавета Лотова, Эвелина Бледанс, Олег Каменщиков, Мухтар Гусенгаджиев, Алексей Гришин, Владимир Большов, Александр Лымарев, Ксения Князева
Не любить Павла Волю, этого гуттаперчевого буратину с большим носом и острым языком, как-то очень быстро стало модным. Люди, еще позавчера записывающие новые выпуски известно-какой-передачи через TV-тюнеры, сегодня плюются и заходятся гневными тирадами, понять которые целиком решительно невозможно, разве что основные мотивы: «Самый лучший фильм!..», «Да какой он рэпер!..», «Он с Пореченковым за руку здоровается!..». Все так. Однако, всю эту тенденцию (правда, по другому, хотя и сходному поводу) очень хорошо, буквально в двух словах, описал один из нашей банды товарищей. Ему осточертели упоминания "Дома-2" в качестве негативного фактора, в связи с чем в своем блоге он публикует следующее: «Имею заявить, что пишущие это куда большие м….., чем, собственно, смотрящие». Стоит ли пояснять, что я с ним абсолютно согласен, ведь, несмотря на ваше или мое отношение к личности Воли, «Платон» вовсе не такое плохое кино, каким могло бы быть.
Недавно на этих самых страницах мы говорили о морали: мол, насколько уместно делать из ублюдка, терроризирующего всю страну, центрального героя. Что ж, не прошло и недели, как к этому разговору приходится возвращаться. На повестке дня олигархический сутенер, торгующий телочками оптом и в розницу, от, само собой, Москвы до самых до окраин. Профессия денежная, фантазия у Платона богатая (а еще богаче – банк данных), кодла прихлебателей тоже на уровне. В общем, ничто не предвещает ничего, жить такой жизнью (как, впрочем, и живет вполне реальный прототип Платона – Петр Листерман) можно практически вечно. Разве что в условиях кризиса вместо восемнадцати девок олигарх будет заказывать по девять, ну да на поддержание штанов хватит. Сгубила нашего героя мораль, а, точнее, разговор о ней. Бойтесь продавщиц модных маек, сутенеры.
Дальше, конечно, все вполне предсказуемо, а потому не столь захватывающе. Из подворотен подзабытого прошлого вылезают враги кавказской и некоторых других национальностей, «не вынесла душа поэта», под копирку снятое из «В движении» (вообще, с этим фильмом «Платона» не сравнивает разве что самый ленивый) бегство от сокровищ пламенных в палатах каменных и много чего еще, вплоть до финала, на котором не знаешь, смеяться или плакать. Но. Марку команда «Платона» держит хорошо: кино вышло исключительно бодрое, там, где Воля переигрывает, Елизавета Лотова берет наивностью (и наоборот), типажи отнюдь не надуманные, а местным страстям, как и стразам, у зрителя получается верить. Это, конечно же, ни в коем случае не шедевр, но на фоне собственных трейлеров, в которых чересчур настойчиво муссировалась тема «девушки с членом» (у богатых свои причуды, ничего не поделаешь), смотрится очень и очень свежо.
При всем при этом важно отметить вот еще какой факт. Общеизвестно, что прототипы героев фильмов, подобных «Платону», «Глянцу», «В движении» и иже с ними в кино не ходят, а если и ходят, то не для того, чтобы смотреть фильмы, а для того, чтобы лишний раз светануться перед фотокамерами, проводя премьерные сеансы в фуршетных холлах. Таким образом мы получаем странного, на первый взгляд, вида картину: некие люди изо всех сил пытаются продемонстрировать казуалам (англ. – casual, обычный, повседневный) заоблачные выси иного порядка существования, не особо заботясь о том, чтобы фотоснимок дошел до модели.
Дистанция между экраном и зрителями в результате вырастает до колоссальных величин, и величины эти на порядок выше дистанции между самими персонажами (в нашем случае – Любаши и Платона). Выводы из этого предлагаю каждому сделать самостоятельно, однако нужно учитывать, что такой дуализм, при котором одна чашка весов в миллионы раз больше другой, а взвешивающему человеку и вовсе накласть на то, какие цифры покажут стрелки, – у него все заранее написано на листочке бизнес-плана, вечно существовать не может. Похоже, авторы «Платона» со своими заигрываниями с «новой искренностью» это прекрасно понимают, оттого и осторожничают.
Безусловно, нам, как людям беспринципным (иногда) и циничным (в оставшееся время), хотелось бы увидеть фильм, где очередной красивый мальчик будет дерьмом до самого конца, чем дальше, тем злее, пафоснее и наглее. Хотя бы для разнообразия или, ха-ха-ха, объективности. Не исключено, что когда-нибудь на нашем с вами горизонте появится и такое кино. Правда, учитывая нынешнее положение дел в отечественном кинематографе, скорое приближение зимы и президентские поправки к Конституции, доживут до него решительно не все.
Настораживает разве что такая закавыка. В честь премьеры фильма, герой которого самоотверженно предает мир «бабла и позы раком при народе», по всей стране в ночных клубах, именуемых по традиции, устаревшей еще в 90-е, «продвинутыми», прошла серия пафосных вечеринок. К слову, попал в число избранных и Владивосток, но дело не в этом. Глядя на сей потрясающий своей идиотичностью расклад, лишний раз убеждаешься в справедливости народной поговорки нового времени: «Дайте русскому дураку стеклянный член – он и его разобьет, и руки порежет».